13 интригующих фактов о Harley-Davidson

13 интересных фактов о Harley-Dav >

Harley-Davidson вряд ли стал бы легендой Америки, если бы не инженерная идея издателей русского журнала

Русское зажигание

Классическую конструкцию мотоцикла, которая используется и сегодня, придумали братья Вернеры — литераторы, издававшие журнал «Вокруг света» в 1880-х годах.

В 1891 году они переехали во Францию, где зарабатывали на жизнь ремонтом фотоаппаратов и пишущих машинок. Увлекшись мототехникой, братья создали в 1901 году свою версию мотоцикла — с мотором, расположенным в нижнем углу металлической рамы, и электрическим зажиганием. Детище бывшие издатели назвали «скромно» — «Новый Вернер». Мотоцикл получился более устойчивым во время движения, чем известные на тот момент модели, что оказалось залогом хороших продаж. Впоследствии конструкция стала основой для всех прочих мотоциклов.

Чуть ли не быстрее всех идею Вернеров позаимствовали жившие в Америке, в Милуоки, Артур Дэвидсон и Уильям Харли, собравшие в старом сарае первый Harley-Davidson.


Отцы-основатели марки на входе в офис H-D

В 1909 году новоиспеченная компания совершила прорыв, представив мотоцикл с двигателем, у которого было два цилиндра, расположенных относительно друг друга под углом 45 градусов. Объем мотора составлял 812 см 3 , а его мощность достигала 7 л. с., он получил название V-Twin. Этот мотор в модифицированном виде продолжает жить в моделях современных H-D.

Сегодня потомки основателей Harley-Davidson Уильяма Харли, умершего в 1943 году, и Артура Дэвидсона, погибшего в автомобильной катастрофе в 1950-м, продолжают занимать ключевые посты в компании и активно участвовать в разработке моделей.

Под красной чертой

Название компании появилось благодаря тетушке Артура — Джейн Дэвидсон, написавшей на дверях маленького сарая, где друзья собирали мотоциклы, Harley-Davidson Motor Company, подчеркнув слова красным. Впоследствии сарай перенесли на территорию завода H-D в Милуоки. Туда как к реликвии приезжали поклонники марки со всего света, пока в середине 1970-х сарай по ошибке не снес подрядчик, нанятый для того, чтобы навести порядок на территории завода. Теперь музей Harley-Davidson может похвастаться лишь реконструкцией «яслей» мирового байкерского движения.


Крути педали

Первый мотоцикл Harley-Davidson был оснащен двигателем мощностью около 2 л. с. и не мог без помощи педалей взобраться на холмы у Милуоки (где было производство).


С визгом

В 1920-х годах талисманом гоночной команды H-D был поросенок. Пилот-победитель проезжал круг почета, держа в руках визжащую хрюшку. За это команду прозвали Harley Hogs (hog — «кабан»). Прозвище H.O.G. осталось, но его расшифровывают как Harley Owners Group.


На военной службе

В 1917 году американские военные сражались против мексиканских революционеров, используя мотоциклы H-D c колясками, на которые устанавливались пулеметы.


Гольф-клуб

С 1962 по 1982 год среди продукции Harley-Davidson можно было найти трех- и четырехколесные машины для гольф-полей. Работали необычные гольф-кары на электричестве или газе.

241 500 евро

За такую сумму был продан в феврале 2014 года на аукционе Bonhams в Англии принадлежавший папе римскому Франциску байк Harley-Davidson Dyna Super Glide (его байкерская куртка ушла за 57 500 евро). На баке мотоцикла красовалась надпись: Francesco. Его подарили понтифику годом ранее, во время празднования 110-летия американской марки.


Вслед за мамой

Сегодня Harley-Davidson славится провокационным подходом к рекламе, делая упор на пренебрежение традиционными семейными ценностями, свободолюбие и собственную крутизну. Так, один из плакатов H-D гласит, что в рейтинге самых популярных слов для татуировок первое место у слова «мама», на втором — Harley-Davidson.


Вторая кожа

H-D подарил миру не только мотоциклы, но и еще один символ эпохи. Фирменная черная кожаная куртка стала негласной униформой байкеров и металлистов.


Толстый мальчик

Легенда гласит, что название самого популярного в голливудских фильмах мотоцикла Harley-Davidson Fat Boy — это сочетание названий двух атомных бомб «Толстяк» (Fat Man) и «Малыш» (Little Boy), которые были сброшены на Нагасаки и Хиросиму.


Уйти в отрыв

В 2014 году Harley-Davidson решилась на создание электрического мотоцикла LiveWire. Правда, пока он не попадет в розничную продажу, а станет участником пробега по главным американским мотоциклетным маршрутам.


На страже порядка

Во время Второй мировой войны мотоциклы Harley-Davidson впервые появились в Советском Союзе. После победы на них ездила московская милиция. Сегодня столичные полицейские чаще всего используют мотоциклы BMW.

6 лет пыталась Harley-Davidson Motor Company запатентовать звук своих двигателей как торговую марку. С 1994 года компания отстаивала эту идею, но сдалась и не стала второй после Zippo, зарегистрировавшей звук в качестве торговой марки.

Фото: HARLEY-DAVIDSON РОССИЯ И СНГ (X21), CORBIS/ALL OVER PRESS, STEVEN REYNOLDS, DIOMEDIA (X4), AFP/EAST NEWS, ROVING EYE 365 (CC-BY), ЭДГАР БРЮХАНЕНКО/ИТАР-ТАСС

MRyabinin › Блог › Культ не рождается сам. Культ делают люди и бренды, и Harley-Davidson один из них

Модно говорить про культовость того или иного бренда, или модели, или темы, но часто забывается, что эта культовость не рождается сама по себе, а ее делают конкретные люди или команды. Harley-Davidson — культ мирового масштаба и с этим никто не поспорит, но был бы Харлей культом, если бы его таким не сделали?

Несмотря на то, что в России мотоциклы Harley-Davidson для большинства людей неисполнимая мечта, эта марка объединяет людей не хуже, а может быть и лучше, чем некоторые другие мото и автобренды. Этому есть вполне логическое объяснение, кроме любви к мотоциклам.

В 2020 году бренд Harley-Davidson провел в России и СНГ 14 мероприятий для владельцев и фанатов марки. Это деньги, это силы, это время, но благодаря таким событиям рождаются истории, идеи, возникают сообщества или вливаются новые люди.

Мне удалось побывать в Санкт-Петербурге на Harley Days и это было по-настоящему круто. В этом году фестиваль посетило около 70 000 человек. А сколько людей увидели кавалькаду рычащих легенд?! Помню ехали по городу толпой и было это чем-то офигенным и ни с чем не сравнимым. Словно мальчишеская мечта в один миг раз и сбылась.

Зимой было не менее крутое мероприятие на льду Байкала. Там, к сожалению, я не был, так как приехал покататься по льду озера немного позже. Но сам факт, что бренд делает такие темы — клевый. Другие в это время вкладываются в рекламу или просто ничего не делают, а кто-то ведь должен крутить Землю?!

13-14 сентября в Минске пройдет закрытие мотосезона. Возможно у меня получится туда добраться, хотя со своим графиком за это лето на два колеса сел всего пару-тройку раз. Даже дрянная погода уже не останавливает от желания покататься.

Сейчас у меня новый Harley-Davidson FXDR и, возможно, это рождение еще одной легенды и еще одного культа, который возникнет благодаря знаменитому американскому бренду. Невероятная смесь фана и ощущения, что ты едешь все же на Харлее, а не чем-то еще.

Иногда мне хочется просто снять шляпу… простите… шлем перед теми, кто творит историю, кто шевелит умы людей, а не сидит на месте. Всех денег не заработаешь, но даже такие траты денег, в конечном итоге, идут на популяризацию брендов. Увы, не все это понимают… Иначе мы бы тонули в постоянных драйвовых эвентах. А может это и к лучшему.

MRyabinin › Блог › Культ не рождается сам. Культ делают люди и бренды, и Harley-Davidson один из них

Модно говорить про культовость того или иного бренда, или модели, или темы, но часто забывается, что эта культовость не рождается сама по себе, а ее делают конкретные люди или команды. Harley-Davidson — культ мирового масштаба и с этим никто не поспорит, но был бы Харлей культом, если бы его таким не сделали?

Несмотря на то, что в России мотоциклы Harley-Davidson для большинства людей неисполнимая мечта, эта марка объединяет людей не хуже, а может быть и лучше, чем некоторые другие мото и автобренды. Этому есть вполне логическое объяснение, кроме любви к мотоциклам.

В 2020 году бренд Harley-Davidson провел в России и СНГ 14 мероприятий для владельцев и фанатов марки. Это деньги, это силы, это время, но благодаря таким событиям рождаются истории, идеи, возникают сообщества или вливаются новые люди.

Мне удалось побывать в Санкт-Петербурге на Harley Days и это было по-настоящему круто. В этом году фестиваль посетило около 70 000 человек. А сколько людей увидели кавалькаду рычащих легенд?! Помню ехали по городу толпой и было это чем-то офигенным и ни с чем не сравнимым. Словно мальчишеская мечта в один миг раз и сбылась.

Зимой было не менее крутое мероприятие на льду Байкала. Там, к сожалению, я не был, так как приехал покататься по льду озера немного позже. Но сам факт, что бренд делает такие темы — клевый. Другие в это время вкладываются в рекламу или просто ничего не делают, а кто-то ведь должен крутить Землю?!

13-14 сентября в Минске пройдет закрытие мотосезона. Возможно у меня получится туда добраться, хотя со своим графиком за это лето на два колеса сел всего пару-тройку раз. Даже дрянная погода уже не останавливает от желания покататься.

Сейчас у меня новый Harley-Davidson FXDR и, возможно, это рождение еще одной легенды и еще одного культа, который возникнет благодаря знаменитому американскому бренду. Невероятная смесь фана и ощущения, что ты едешь все же на Харлее, а не чем-то еще.

Иногда мне хочется просто снять шляпу… простите… шлем перед теми, кто творит историю, кто шевелит умы людей, а не сидит на месте. Всех денег не заработаешь, но даже такие траты денег, в конечном итоге, идут на популяризацию брендов. Увы, не все это понимают… Иначе мы бы тонули в постоянных драйвовых эвентах. А может это и к лучшему.

Кому Харли? Недорого! Выбираем подержанный Harley-Dav >

Легенда не может стоить копейки, это аксиома. Но бывают исключения. Sportster 883 способен стать входным билетом в мир Harley-Davidson, причем вполне бюджетным.

000_moto_0512_050

Попробуем понять, стоит ли предпочесть легенду начального уровня японскому мотоциклу, на что обратить внимание при поиске «спорти» с пробегом, во что обойдется его приобретение и обслуживание.

ИСТОРИЯ. Корни семейства Sportster от Harley-Davidson уходят в далекий 1957 г., когда публике был представлен легкий и мощный (по тогдашним, разумеется, меркам) мотоцикл с претензией на спортивность. 883-кубовый Ironhead развивал немалые 40 л.с., а довольно эффективные подвески позволяли не слишком заботиться о качестве дорожного покрытия. Неудивительно, что компактный и динамичный Sportster, полностью оправдывая свое название, использовался не только для «овощного» передвижения по городу. На этих машинах даже выезжали на бездорожье!

Годы шли, Sportster эволюционировал (с точки зрения одних) и понемногу терял свою «настоящесть» (с точки зрения радикальных харлистов). Улучшались подвески, совершенствовались тормозные системы. В 1986 г. на смену чугунному Ironhead пришел Evolution — двигатель с алюминиевыми цилиндрами и их головками и гидрокомпенсаторами зазоров клапанов.

В 2004 г. случилось и вовсе страшное — силовой агрегат перестали устанавливать в раму жестко, применив сайлент-блоки. Теперь при работе на холостом ходу двигатель подпрыгивает в раме самостоятельно, не заставляя весь мотоцикл активно подтанцовывать в такт. Естественно, раму тоже обновили: трубу, соединяющую выпускные патрубки, из-под воздушного фильтра переместили вниз. Тогда же, в 2004 г., немного потолстело заднее колесо — до 150 мм, убавилась высота по сиденью. Получил «спорти» и новые тормозные суппорты, пульты и ручки руля; они стали сугубо «спортстерскими» вместо унифицированных с остальными моделями компании. На Custom появился бак-капелька объемом 17 л. В 2005 г. диаметр задней оси увеличился до 1 дюйма, соответственно изменился и маятник.

2006 г. — еще одна знаковая дата. Отныне двигатель «Спортстера» — впрысковый, карбюратор ушел в прошлое.

В 2009 г. в ответ на мировой экономический кризис и спад продаж Harley-Davidson представил новую версию 883-го — Sportster Iron. От своих собратьев Iron отличается минималистским стилем и заметно более низким ценником. В 2010 г. блок управления двигателем переместили, благодаря чему упростился вопрос выбора афтермаркетового сиденья.

Семейство Sportster насчитывает немало подвидов, зачастую сильно отличающихся друг от друга: Custom, Roadster, Super Low, Iron, Hugger. Custom характеризуется обилием хрома в отделке. Модели Low и SuperLow, как следует из названия, отличаются меньшей высотой по сиденью и более короткоходной подвеской. Sportster Roadster можно узнать по литым колесным дискам, окрашенному в черный цвет двигателю, тахометру на приборной панели и, конечно же, рейсинговой харлеевской графике. Iron — самая бюджетная версия, пришедшая на смену Hugger, отличающаяся одним вариантом расцветки (Dark Custom), одноместным сиденьем, укороченным задним крылом.

«Спортстеры» выпуска от 2004 г. и до наших дней — наиболее распространенные на российском вторичном рынке. Их мы и рассмотрим.

001_moto_0512_050

002_moto_0512_050

003_moto_0512_050

004_moto_0512_050

ЗАЧЕМ? Это легенда. Зачастую лаконичной надписи Harley-Davidson на баке достаточно, чтобы желание обладать «настоящим мотоциклом» перевесило все прочие аргументы. Но и в плане практичности дела обстоят неплохо: «Спортстер» позволяет прошивать пробки (при соответствующих навыках водителя, конечно), не слишком отставая от всяких там классиков.

Помимо этого, «спорти» — хорошая заготовка для постройки чего бы то ни было. В соответствии с пожеланиями владельца 883-й может быть превращен в дрэгстер, небольшой турер, стильный круизер или радикальный боббер. Но при этом он и в стоке самодостаточен. Можно просто ездить. Точнее, не просто, а ездить на Harley-Davidson.

ГДЕ ИСКАТЬ? Во-первых, у официалов можно найти новый аппарат как текущего, так и предыдущего годов выпуска (хотя не факт, что на момент выхода статьи таковые еще останутся). У тех же официалов встречаются и мотоциклы с пробегом, сданные по трейд-ин.

Во-вторых, на рынке есть ряд компаний, специализирующихся на поставках бэушных Harley-Davidson из Штатов и, как ни странно, из Японии. «Шпротстеры» в их салонах встречаются довольно часто.

В-третьих, аппарат уже с нужным (или не очень) тюнингом можно найти «там» и организовать доставку в Россию.

Ну и, в-четвертых, немало владельцев готовы расстаться со своими «Харли» по объявлению. Дело за малым — выбрать.

ТЮНИНГ. Даже чтобы просто перечислить все позиции для тюнинга «Спортстера» из «родного» каталога и основных афтермаркетовых, оставшейся части журнала вряд ли хватит. А построить из них можно все, что душе угодно. Поэтому обозначим лишь основные направления.

Выбор рулей огромен: от классических вариантов до ортодоксальных дрэг-баров или ape-hanger. Разброс цен соответствующий — от $100 за примитивную «палку» до $300 и более за «произведение искусства» (или «кошмар водопроводчика», зависит от точки зрения). Не меньше выбор стоек руля ($20–80) — для еще более тонкой настройки рабочего места водителя.

То же и с подножками. Они различаются не только внешним видом, наличием или отсутствием хрома и т.п., но и геометрией, причем существенно, что позволяет комфортно разместить на «спорти» человека практически любого роста и предпочтений в посадке. Их стоимость колеблется от $80 до $250 (все там же, в США) в зависимости от конструкции, именитости производителя и жадности продавца. А можно совместить приятное с полезным и вместо установки «выносов» поставить дуги с местами для ног. При скромном бюджете ($80–150) получите и защиту, и возможность вытянуть ноги вперед.

И сиденья для «спорти» — на любой вкус, цвет и кошелек. Цены на те же Corbin — от $299 за простое водительское и $628 за непростое (со спинкой) до суммы свыше $1 тыс. за двухместное сиденье со спинками для водителя и пассажира. Наличие подогрева добавит еще $200–220. Если ценник Corbin смущает, ищите варианты от производителей поскромнее и соответственно минимум вдвое дешевле.

Также, полистав каталог, можно превратить «Спортстера» в турер. Ветровое стекло ($65–200 в США за комплект с креплением) повысит комфорт на трассе. Если же этого мало, приобретите широкий олд-скульный обтекатель в стиле «электрички». Corbin предлагает такой за каких-то $1399, но можно немного сэкономить, купив неокрашенный за $1199.

Багажные системы на «спорти» — от классических кожаных сумок до стильных жестких «чемоданов». Цены — от пары сотен до пары тысяч «вечнозеленых». Пара кожаных седельных сумок обойдется в $250–300, бэггер-стайл-кофры от Corbin — в $1699 (плюс несколько сотен за доставку в Россию). Вообще, превратить «Спортстер» в стильный бэггер совсем не сложно, вопрос в наличии средств.

Отдельного упоминания достойны выпускные системы для Evolution. Как и во всем для H.-D., выбор здесь просто запредельный, поэтому остается руководствоваться чувством вкуса и толщиной кошелька. Ориентиры — от $200–250 за аналог родных «труб» до $450–700 за выпуск от Vance & Hines или Akrapovic.

Несмотря на то что изначально спортстеровский мотор довольно бодр (по меркам класса), кому-то этого покажется мало. Взбодрить его получится классическими способами — поменяв выпуск, фильтр, карбюратор. Можно пойти дальше и нарастить его рабочий объем до 1200, 1250 и даже 1450 см³. Цена вопроса — $450–550 за комплект цилиндров, поршней, пальцев и колец для конверсии 883 кубов в 1200; киты от S&S несколько дороже. Можно немного сэкономить на покупке цилиндров и расточить уже имеющиеся. Вот только нужно ли делать из шустрого «спорти» тяжелый «биг твин»? Вопрос риторический.

Еще одно направление то ли ап-, то ли даун-грейда «Спортстера» — установка карбюратора взамен системы впрыска. Зачем? Если не знаете, значит, вам оно не надо. Однако процедура отработана. Помимо карбюратора (а это может быть и родной Keihin CV, и Mikuni HSR40 или HSR42, и даже S&S Super-E или Super-B) потребуется зажигание; обычно ставят AMM-P3.

ЦЕНЫ. Как уже было сказано, несмотря на принадлежность к клану H.-D., «маленький» «Спортстер» на рынке подержанных мотоциклов отличается весьма гуманным ценником. Карбюраторный аппарат начала 2000 гг. обойдется в среднем в 220–300 тыс. руб. Цена на «последние настоящие», то бишь карбюраторные, «Спортстеры» (2006 г.в.) может доходить до 350 тыс. руб.; многое зависит от платежеспособности покупателя. Счастье стать владельцем впрыскового Sportster с 2007 г. обойдется в 350–450 тыс. руб. На цену влияет и степень «нафаршированности» конкретного мотоцикла.

На фоне стоимости мотоциклов с пробегом ценник на новый «Шпротстер» может показаться подозрительно низким. Самая бюджетная версия 883-го, Iron, в салоне официального дилера стоит 486 тыс. руб., а Superlow в зависимости от цвета обойдется в 508–535 тыс. руб.

ВЫБОР. Прежде чем нести потом и кровью заработанные средства продавцу, стоит определиться с двумя существенными параметрами вашего будущего «Харли».

Во-первых, «жесткий» или «резиновый»? Разница есть, и то, насколько она заметна, прямо пропорционально величине среднего дневного пробега. На мотоциклах до 2004 г. — самых «настоящих» — двигатель установлен в раме жестко. Как следствие — весь крепеж норовит «убежать», а зеркала являются скорее украшением, чем функциональным элементом. «Резиновый» «Спортстер», выпускающийся с 2004 г., уже не такой бескомпромиссный вибростенд.

Во-вторых, карбюратор или впрыск топлива? В 2006 г. на смену «карбу» пришли форсунки, управляемые электроникой, что позволило снизить аппетит и улучшить экологичность. Правда, некоторые апологеты «тру-Харли» меняют систему впрыска на карбюратор, поэтому не стоит удивляться, увидев его на мотоцикле от 2006 г.

Также при внимательном осмотре можно обнаружить, что крышка аккумулятора крепится пластиковой стяжкой. Не стоит пугаться — это распространенный «тюнинг» на мотоциклах после 2004 г. Дело в том, что крышка держится не слишком прочно, и таким образом многие подстраховываются от ее потери.

Если покупаете мотоцикл у частника, обязательно поинтересуйтесь частотой ТО и тем, какое масло заливали. А также осмотрите аппарат на предмет обнаружения потеков этого самого масла. В целом отпотевание масла на крышках двигателя не проблема, а характерная особенность многих «Харли», но если стоит выбор между мотоциклом с такой особенностью и без нее, зачем искушать судьбу?

Обратите внимание на состояние ремня и шкивов. Замена ремня облегчит кошелек на 15–17 тыс. руб. без учета стоимости работ.

И еще. У «Спортстера» есть одно немаловажное отличие от прочих собратьев хэдэшного племени — компактность. Поэтому, если природа не обделила ростом, то перед тем как покупать «спорти», стоит все-таки его примерить. Вероятность того, что под двухметровым наездником он будет выглядеть как детский велосипед, довольно велика…

Ссылка на основную публикацию