10 автомобилей советской и российской милиции

День рождения советской милиции

10 ноября свой профессиональный праздник, День сотрудника органов внутренних дел, отмечают российские полицейские. В этом году этот день особый. Современная «традиция» российской правоохранительной системы отмечает свой столетний юбилей. Именно 100 лет назад, 10 ноября 1917 года, Народный комиссариат по внутренним делам опубликовал постановление «О рабочей милиции». Как День советской милиции эта дата и остается в памяти миллионов россиян, несмотря на многочисленные пертурбации с переименованиями и реформами, которые за свою 100-летнюю историю перетерпела отечественная правоохранительная система. Так что, можно с уверенностью говорить, что именно «День милиции» — подлинное, народное название праздничной даты 10 ноября.

Хотя в «Государстве и революции» Владимир Ильич Ленин высказывал едва ли не анархистские мысли о скором отмирании государства, о необходимости всеобщего вооружения народа, необходимость создания кадровых правоохранительных органов большевики осознали практически сразу после революции. Если первое время в их рядах господствовала идея о том, что с преступностью смогут справиться отряды специально мобилизованных рабочих — рабочей милиции, то очень скоро на смену этой утопической идее пришел более рациональный подход. Необходимость создания профессиональной милиции диктовала сама жизнь. Вслед за революцией и развалом царской правоохранительной системы последовал колоссальный рост преступности. Как известно, однажды «жертвой» преступного нападения стал сам Владимир Ульянов-Ленин, автомобиль которого в 1919 году остановили преступники из банды Якова Кошелькова. Все эти обстоятельства заставили советское руководство озаботиться укреплением рабочей милиции и превращением ее из дилетантской в профессиональную структуру. Буквально за десятилетие советская милиция превратилась в мощный и разветвленный правоохранительный аппарат, который со временем превзошел своего предшественника — царскую полицию.

Кстати, опыт царской полиции активно использовался впоследствии при укреплении советских органов внутренних дел. Если прежде царские полицейские воспринимались исключительно как «каратели», «палачи», служившие эксплуататорскому режиму, то затем, по мере роста преступности, советским милиционерам стало ясно, что без наработанного опыта предшественников в сложном деле борьбы с преступностью не обойтись. Однако, в отличие от Красной Армии, где бывшие царские офицеры служили в огромном количестве и многие из них сделали головокружительную карьеру уже в советское время, в правоохранительной системе все складывалось иначе. Опыт царской полиции советская милиция использовала, но сами полицейские в подавляющем большинстве своем служить в советских правоохранительных органах не могли. Отношение к бывшим стражам порядка царского времени в 1920-е — 1930-е годы было самым прохладным, многих из них ждали суды, тюрьмы и даже расстрелы.

Тем не менее, Советской России практически «с нуля» удалось укомплектовать штат новых правоохранительных органов — советской милиции. Сделать это было не так уж и просто. Есть множество как научных исследований, так и художественных произведений, посвященных первым шагам советской милиции. В те годы милиция действительно была народной и комплектовалась преимущественно выходцами из рабочих и крестьян-бедняков и середняков. После окончания Гражданской войны на службу в милицию потянулись многие красноармейцы. Комплектовалась советская милиция только выходцами из трудящегося населения, в первую очередь — активными рабочими. Попасть на службу в милицию представителю «эксплуататорских» слоев было практически невозможно, если только речь не шла о людях с дореволюционным стажем подпольной деятельности в рядах РСДРП (б).

Отдельным и очень сложным направлением стала подготовка национальных кадров для регионов Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, где также было необходимо развернуть управления и отделы милиции, наладить эффективную работу уголовного розыска и других милицейских подразделений. При Новочеркасской и Саратовской школах милиции были открыты специальные отделения, на которых осуществлялась подготовка представителей национальных меньшинств Советского Союза для службы в органах внутренних дел. Процесс формирования и развития системы подготовки советских милиционеров растянулся на два послереволюционных десятилетия. По мере роста потребностей милиции в квалифицированных кадрах увеличивалось количество специальных учебных заведений, цифры набора курсантов. В 1936 году школы старшего и среднего начальствующего состава милиции были переведены на двухгодичный цикл обучения, что должно было способствовать повышению уровня образования и квалификации милицейских кадров. На смену старым кадрам — революционерам с дооктябрьским стажем — приходила новая смена — молодые поколения советских милиционеров, воспитанные и подготовленные уже в Советском Союзе.

Серьезным ударом для советской милиции стала Великая Отечественная война. Огромное количество милиционеров было мобилизовано на фронт, в действующую армию. Во многих населенных пунктах из-за нехватки милиционеров — молодых мужчин на службу стали активно привлекать женщин, а также мужчин старшего возраста. На западе Советского Союза милиционеры принимали самое активное участие в борьбе с оккупантами, даже не будучи призванными на военную службу — они участвовали в обороне своих городов, уходили в партизанские отряды, создавали подпольные группы.

После Великой Отечественной войны в органах внутренних дел служило большое количество фронтовиков. Многие офицеры и солдаты победоносной Красной Армии после войны желали продолжить службу, если и не в армии, то, по крайней мере, в милиции. Именно они, люди, прошедшие фронт, поломали хребет преступности, набравшей было силу в военные и послевоенные годы.

Надо отметить, что требования к милиционерам росли по мере роста общего уровня образования советских граждан. Если в начале 1920-х гг. особых требований к кандидатам на службу в милицию не предъявлялось, то во второй половине ХХ века уже действовала эффективная система профессионального образования. Тем не менее, служить в милицию на должности среднего и старшего начальствующего состава попадали не только выпускники школ милиции, но и люди «с гражданки». Как правило, это были выпускники вузов, имевшие за плечами военную кафедру и, следовательно, воинское звание «лейтенанта» или «старшего лейтенанта». По комсомольским путевкам в милицию потянулись вчерашние инженеры, учителя, представители различных гуманитарных профессий.

Даже сейчас среди полицейских начальников старшего поколения встречается не так мало людей, пришедших в милицию в 1980-е годы по комсомольским путевкам. Набирали аналогичным образом и младший начальствующий состав, но здесь упор делался на вчерашних «дембелей». Особенно ценились солдаты и сержанты, прошедшие службу во внутренних войсках МВД СССР, пограничных войсках КГБ СССР, подразделениях Воздушно-десантных войск, морской пехоты. Они направлялись в милицию по рекомендациям командования частей и подразделений, либо через какое-то время после демобилизации — по рекомендациям трудовых коллективов, парткомов предприятий. Надо сказать, что такая система отбора кадров в советскую милицию работала достаточно эффективно.

История советской милиции полна героических подвигов ее сотрудников. Навсегда остались в памяти потомков имена милиционеров, павших в схватке с преступниками. Как известно, очень напряженным для советских милиционеров выдался период нескольких послевоенных лет, когда в разоренных войной советских городах свирепствовали жестокие уголовные банды, снова появилось большое количество беспризорников. На западе Украины, Белоруссии, в прибалтийских республиках действовали отряды националистов и просто преступников, скрывавшихся в лесах. Вместе с бойцами внутренних и пограничных войск самое активное участие в их уничтожении принимали и милиционеры.

Советской милиции с честью удалось решить поставленные задачи и справиться с высоким уровнем преступности в стране к началу 1950-х гг. Потом была пара десятилетий относительного затишья. Но и в это время советская милиция всегда была на переднем краю — не только борьбы с преступностью, но и в целом — защиты граждан. 25 мая 1973 года по трассе «Новосибирск — Павлодар» следовала колонна из 170 велосипедистов. Во главе колонны находился автомобиль сопровождения Москвич-412. В нем ехали старший инспектор дорожного надзора Госавтоинспекции Дмитрий Байдуга и инспектор Александр Шабалдин. Навстречу колонне ехал автомобиль «Запорожец». Внезапно появился грузовой автомобиль «Колхида», груженый щебнем, который попытался обогнать «Запорожец». Понимая, что столкновение грузовика с колонной избежать не удастся, милиционеры подставили под удар свой «Москвич» и тем самым спасли колонну велосипедистов. Посмертно Дмитрий Байдуга и Александр Шабалдин получили ордена Красной звезды.

Уже в 1970-е — 1980-е гг. советская милиция столкнулась с такими новыми и прежде невиданными видами преступлений как, к примеру, захваты заложников. Так, 2 ноября 1973 года четверо студентов захватили самолет «Як-40». Именно за проявленный при его освобождении героизм получил Золотую Звезду Героя Советского Союза Александр Иванович Попрядухин — в то время старший лейтенант милиции, старший инспектор-дежурный 127-го отделения милиции г. Москвы, который был включен в оперативную группу благодаря своей прекрасной спортивной подготовке (Александр Иванович был мастером спорта по самбо).

Новая волна преступности захлестнула страну на рубеже 1980-х — 1990-х гг., причем преступности необычной, с которой советская милиция прежде не сталкивалась. Появились мощные организованные преступные группировки, мафиозные структуры, которые имели прочные связи на самом верху в тех же правоохранительных органах. Противостоять организованной преступности было очень сложно, тем более, что появились соблазны и для самих сотрудников милиции. Именно в этот период в общественном сознании закрепились многие негативные стереотипы о сотрудниках органов внутренних дел, их повальной коррумпированности. Хотя в 1990-е годы многие милиционеры не просто честно несли свою службу, но гибли в столкновениях с преступниками, обороняя жизнь и спокойствие простых граждан.

В конце 1980-х гг. были сформированы и милицейские спецподразделения, в первую очередь — легендарный Отряд милиции особого назначения (ОМОН), затем — Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР), которым предстояло решать сложные и опасные задачи силового сопровождения милицейских и антитеррористических операций. Сегодня уже сложно представить себе правоохранительную систему без полицейских спецподразделений (хотя не так давно они и были переведены из системы МВД в систему Федеральной службы войск национальной гвардии).

В период распада Советского Союза появилось много «горячих точек», через службу в которых также прошло огромное количество российских милиционеров. Невозможно недооценить вклад российской милиции / полиции в борьбу с терроризмом на Северном Кавказе, а затем и в других регионах страны. Через «мясорубку» двух Чеченских войн прошли тысячи российских милиционеров — как омоновцев и собровцев, так и представителей более «мирных» милицейских профессий, включая участковых и инспекторов по делам несовершеннолетних. 1990-е — 2000-е годы дали российской милиции много настоящих героев. К сожалению, многие из них получили свои заслуженные награды посмертно.

Служба в органах внутренних дел — тяжкий и опасный труд. Но гражданами, в силу целого ряда факторов, милиционеры, а затем и полицейские, воспринимаются неоднозначно. Многие судят по своему опыту конфликтов со стражами порядка на «бытовом уровне» — там с гаишником ругались, здесь участковый не реагирует на жалобы. Другие находятся под впечатлением публикаций СМИ, которые, надо сказать, весьма неблагосклонны в отношении российских полицейских. Конечно, в «системе» есть множество проблем и о них сами полицейские знают куда больше, чем люди со стороны. Текучка кадров, низкий уровень квалификации, коррупция и блат, элементарное нежелание работать — все это, к сожалению, присутствует в российской правоохранительной системе, как впрочем, и во всех других сферах жизнедеятельности общества. Однако когда возникают какие-то проблемы, первым делом люди бегут именно к ним — к полицейским.

В День сотрудника органов внутренних дел, который для народа по-прежнему остается «Днем милиции», всем бывшим и действующим милиционерам и полицейским «Военное обозрение» желает всего самого доброго, а главное — здоровья и успехов в нелегкой, но так необходимой стране и народу службе.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

История автомобилей милиции СССР и России

История автомобилей милиции СССР и России

История механизации милиции в России начинается в начале 20-го века. Впервые для нужд милиции и армии стали закупать крупные партии автомобилей за границей еще в Царской России во время Первой мировой войны. Что касается автоинспекции, то отдельной службы регулирования дорожного движения в те времена еще не было. Датой образования автоинспекции в СССР считается 3 июля 1936 г.

С 1920-х годов и вплоть до окончания Второй Мировой войны основными автомобилями милиции были автомобили марок ЗИС и ГАЗ. Это были и легковые и грузовые автомобили и автобусы.

Сразу после окончания Второй Мировой войны, в 1946-м году была выпущена первая модель легендарного автомобиля ГАЗ-М20 “Победа”, который сразу же приобрел популярность. На нем перемещались высокопоставленные чины партии СССР, также часть автомобилей была выделена для нужд млилиции.

1950-е годы стали настоящим прорывом в области автомобилестроения в СССР. И в милилции стали появляться автомобили грузовики и автобусы марок ПАЗ, РАФ, Москвич, УАЗ. В 1957-м году вышел с конвейера автомобиль ГАЗ-21 “Волга”, ставший излюбленным средством передвижения милицейского начальства.

В 1960-е годы появилось несколько обновленных модификаций автомобиля марки Москвич, УАЗ, ГАЗ. В первую очередь все новые автомобили поставлялись в милицию или для нужд партии и только через несколько лет становились доступны рядовым гражданам.

Начиная с 1970-х годов для милицейских нужд начали использовались автомобили “Волга” и “Жигули”. Помимо этого, в декабре 1972-го года с конвейера сошел первый УАЗ-469, отличный для тех времен автомобиль обладающий незаурядными внедорожными свойствами. Применяется в милиции и в настоящее время. В конце 1970-х годов появился первый автомобиль “Нива”, обладающий отличными ходовыми качествами в условиях бездорожья. Автомобили этой марки сразу же пополнили штат техники милиции.

В 1980-е годы милиция, в основном, укомплектовывалась более новыми модифицированными автомобилями марок ВАЗ и ГАЗ. Была также попытка в конце 1980-х годов использовать автомобили “Москвич 2141”, но эта идея распространения не получила.

В начале 1990-х для нужд МВД и ГИБДД (ГАИ) стали приобретать автомобили иностранных марок – Ford, Audi, Toyota и др. Так как отечественные автомобили не значительно уступали в скорости (и до сих пор уступают) иномаркам. Но все же большинство автомобилей, применяемых милицией в наше время – это автомобили отечественного производства

Самыми распространенными отечествеными автомобилями в штате милилции в настоящее время являются автомобили ВАЗ-2114. Они используются и службой ГИБДД, и службой охраны МВД и другими службами. Также, особенно в центральных регионах России, львиную долю автомобилей состоящих в штате милиции составляют иномарки Ford, Audi и многие другие. Имеются даже милицейские автомобили марки Porsche Cayenne.

В сельских районах основными автомобилями милиции оставались долгое время автомобили марки УАЗ-469 (в народе называемый “бобик”) и УАЗ-452 (“буханка”) из-за их хорошей проходимости по пересеченной местности. В последнее время почти все заменены на УАЗ-2206 и УАЗ-3909 (все та же “буханка”, только обновленная).

Сообщества › Ретро-автомобили СССР › Блог › Мундиры машин МИЛИЦИИ и ГАИ СССР.

Здравствуйте, уважаемые читатели.
Не думал, что придется публиковать эту статью, но жизнь заставляет.
В последнее время частные лица и различные органы правопорядка увлеклись изготовлением реплик машин милиции и ГАИ СССР.
Я сам давно коллекционирую вещи советского периода, в том числе, связанные с советской милицией и ГАИ. Одновременно с их приобретением я стал изучать историю автомобилей, которые использовались в борьбе с правонарушителями. Я искал, изучал архивные документы и фотографии, сделанные в советский период.
Итог моих многолетних изысканий показывает, что 90 % реплик, которые сделаны за последние годы, не соответствуют подлинным советским машинам. Да, внешне они похожи, но только на первый взгляд. Мелочи выдают то безразличие, с которым эти машины были сделаны, действуя по принципу «я её слепила из того, что было» и «и так сойдет». На них совмещены вещи в принципе несовместимые. И особенно обидно, когда такие поделки делают органы правопорядка – милиции, полиции, ГИБДД, ГАИ и ставят их в свои музеи. А ведь у них есть возможности сделать достойные реплики, но видно просто нет желания.
В этой статье я хочу с вами поделиться информацией, которую я получил в ходе изучения архивных материалов и фотографий, чтобы все, кто захочет в будущем сделать свою реплику советский милицейской машины, сделали её правильно!

А история мундира милицейских машин и машин ГАИ была такая.
С момента создания советской милиции её транспорт не пользовался специальной окраской. Иногда наносились специальные надписи или таблички.
С увеличение количества машин на дорогах в 1931 году Моссовет создал первый в СССР отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Впоследствии данная служба вошла в состав милиции и действовала по всему Советскому Союзу. Задачей ОРУД было регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах.
Госавтоинспекция, сокращенно (ГАИ), как отдельная служба, была создана 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». На ГАИ возлагалась функции организации дорожного движения, обоснование установки знаков, нанесения разметки и контроль за техническим состоянием улиц и дорог. Поэтому на фото тех лет мы видим надписи или ОРУД или ГАИ. Это были совершенно разные службы, хотя некоторые функции они делали параллельно.
Специальной раскраски для автомобилей милиции, ОРУД или ГАИ тогда еще не было.

Приказом МВД СССР от 31 декабря 1953 г. № 266 “О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции”; для машин милиции впервые вводится специальная окраска. Основной цвет синий и по борту автомобиля наносится красная полоса.

На машинах милиции начинают устанавливать специальное оборудование — рупоры громкоговорителей

23 января 1957 года выходит МВД СССР от № 55 “Об окраске автомобилей и мотоциклов учреждений милиции”, который дополняет, уточняет и отменяет некоторое нормы предыдущего приказа.

7 мая 1960 г. был принят закон об упразднении Министерства внутренних дел СССР; Его функции переданы министерствам внутренних дел союзных республик.

В 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы ОРУД и ГАИ были реорганизованы в одну, получившую впоследствии единое наименование- Государственная автомобильная инспекция.

В 1962 году Министерства внутренних дел союзных республик преобразовываются в Министерства охраны общественного порядка (МООП).

Приказом МООП РСФСР от 15 февраля 1963 г. для машин милиции вводится новая специальная окраска — бирюзовая . И хотя этот приказ относился к РСФСР, де-факто такую раскраску начали применять во всех республиках Советского Союза, так как на МООП РСФСР постановлением Совмина СССР возложена разработка для МООПов союзных республик единых образцов документации и нормативов. Надпись МИЛИЦИЯ наносится на короткую красную полосу с синей окантовкой, хотя в первые годы многие используют еще длинную красную полосу.

Принять вправо и остановиться: милицейские автомобили в СССР

Еще в июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление, которым регулировался порядок пассажирского и грузового движения по городу. Однако вплоть до двадцатых годов автомобили на службу для управления движением не привлекались. На оживленных улицах и перекрестках уже в советской России вышли стражи порядка – еще без жезлов, но уже со свистками. До укомплектования их автомобилями оставалось еще несколько пятилеток.

Р ост автопарка в больших городах (прежде всего, в Москве и Ленинграде) привел к увеличению количества ДТП. Это привело к вынужденному созданию специальной службы, которая занималась бы обеспечением порядка и безопасности дорожного движения. Первые сотрудники для повышения эффективности и увеличения “охвата” территории, за которую они отвечали, получили в качестве служебного транспорта велосипеды, за что современники именовали велопатрульных “самокатчиками”.

ОРУД + ГАИ = безопасность

В 1925 году Моссовет создал первый в СССР Отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Он не только занимался обеспечением безопасности движения и выполнения ПДД его участниками, но и осуществлял регистрацию автомобилей и выдачу водительских удостоверений. Впоследствии ОРУД стал государственной системой, а его задачей стало регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах, в то время как остальными “аппаратно-административными” функциями стала заниматься Государственная Автомобильная Инспекция.

Разумеется, ни одна, ни другая служба не могла обходиться без автомобилей в качестве транспорта – ведь преследовать нарушителей на велосипеде или пешком было бы несколько смешно. Основным (хоть и довольно малочисленным) довоенным автомобилем ОРУД стала, конечно, “эмка” – ГАЗ М-1 без специальной раскраски. Впрочем, гораздо более массовым и привычным транспортом оперативников-орудовцев были мотоциклы, на которых они и гонялись за редкими автонарушителями. В послевоенный период на службу в ОРУД стали поступать и “демобилизованные” ГАЗ-67Б, но они не очень подходили для патрулирования в городских условиях.

Мотоцикл – главный транспорт советского милиционера как до войны, так и после

Тяготы и лишения

Увы, в первые годы после окончания Великой Отечественной войны техническое обеспечение службы ОРУД было просто плачевным. Не считая “трофеек” и “дембелей”, какого-нибудь специализированного транспорта ОРУД не имел вплоть до начала массового производства Москвичей и Побед. Именно эти автомобили впервые примерили на себя “гаишную форму” – специальную раскраску – и получили оборудование, по которому их можно было безошибочно отличить от обычного гражданского транспорта. Тёмно-синий цвет кузова, красные полосы на бортах и громкоговоритель на крыше указывали на принадлежность машины к ОРУД/ГАИ МВД СССР. Конечно, количество техники, поставляемой патрульным, было по-прежнему далеко от необходимого, а её техническое состояние далеко не всегда было идеальным, ведь нередко автомобили передавали правоохранителям уже после списания со службы в других государственных автохозяйствах. Как и в предвоенный период, вплоть до середины пятидесятых годов оперативники чаще всего использовали для выполнения собственных служебных обязанностей не автомобили, а мотоциклы.

Интересно, что в качестве штабных автобусов милиции использовались автомобили на шасси ГАЗ-51 и полноприводного ГАЗ 63-А, на раме которых вместо кузова была установлена пассажирская кабина со стеклами. Её окраска, как и цвет ЛКП водительской кабины, соответствовала цветографической схеме автомобилей этой службы – тёмно-синий с красными полосами на боковинах согласно приказа МВД СССР №266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 года.

Советские Москвичи состояли на службе в венгерской полиции

Оснащение остальных служебных машин ОРУД/ГАИ было таким же скудным – из спецоборудования можно вспомнить разве что громкоговоритель на крыше, а проблесковые маячки появились гораздо позже. Некоторые инспекторы устанавливали под ветровое стекло сигнальный фонарь с матовым стеклом, который при мигающем режиме указывал прохожим на то, что автомобиль едет на выполнение оперативного задания.

Впрочем, рядовые регулировщики дорожного движения обычно и вовсе гоняли на двух- или трёхколесных Уралах, а показанная в фильме “Берегись автомобиля” погоня за нарушителем была чистой экзотикой. Именно поэтому служебные Москвичи и Победы не нуждались в каких-то сверхмощных двигателях – машин на дорогах было немного, и ездили они не слишком быстро. К тому же вплоть до семидесятых годов скоростных ограничений в cоветских ПДД попросту не существовало!

В 1956 году Совет министров РСФР для борьбы с авариями принял постановление, согласно которому у ГАИ появлялись полномочия по запрещению эксплуатации автомобилей и мотоциклов, а также по лишению водителей прав за езду в нетрезвом состоянии. По сути, с этого периода и до начала шестидесятых годов службы ОРУД и ГАИ выполняли часть функций параллельно, однако в 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы были реорганизованы в одну, получившую название ОРУД-ГАИ.

В 1962 году вместо темно-синего цвета в качестве стандартного для милицейских автомобилей ввели бирюзовый, но многие “бывалые” машины сохраняли свою первоначальную красно-синюю раскраску до самого списания со службы.

Автомобили cоветской ГАИ

В это время основным четырехколесным транспортом советских милиционеров стали Волги. “Двадцать первая” успела примерить на себя все три вида служебной раскраски, ведь кроме уже упоминавшихся темно-синего и бирюзового с 1968 года машины ГАИ стали окрашивать в ярко-желтый цвет с темно-синей полосой. МВД СССР в тот момент возглавил Н. А. Щелоков, и уже год спустя, в 1969-м, обеспечением безопасности движения стала заниматься единая дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции.

“Гаишные” Волги отличались от других милицейских машин особенностями раскраски: на двери автомобиля службы ГАИ обязательно размещали герб СССР, а на крышке багажника – надпись “ГАИ”. Именно в это время на крышах “патрулек” кроме громкоговорителей появились и специальные проблесковые маячки синего цвета. Кроме того, автомобили ГАИ оснащали дополнительной светотехникой – передними “противотуманками” и фарой-искателем. Мощность двигателя “двадцать первых” Волг ГАИ СССР составляла от 70 до 85 л. с., причем настройка моторов позволяла им работать в регионах даже на бензине А-66, в то время как в больших городах использовались форсированные модификации, рассчитанные на “семьдесят шестой” бензин.

Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хорошо видна новейшая «патрулька» – ГАЗ-24 с гербом СССР на двери

В год министерство закупало для нужд гаишников по 200 Волг, причем после снятия с производства модели М-21 “канареечный мундир” на себя тут же примерила новинка – модель ГАЗ-24. Параллельно с Волгами в ГАИ использовали и другие автомобили советского производства – Москвичи, ГАЗ-69 и УАЗики.

Слева – Волга советской милиции, справа – венгерских полицейских

Слева – “копейка” советской милиции, справа – венгерских полицейских

Разумеется, с 1971 года в качестве “служебок” советские госавтоинспекторы стали использовать и новейшие Жигули – сначала модели 2101, а по мере выхода следующих моделей – и их.

Как и прежде, раскраска спецавтомобилей строго регламентировалась, а в их комплектацию входили “люстра” и СГУ.

Ранняя «Тесла» (на фото – справа) имела более тёмный колпак

Кроме привычных Жигулей и Волг, в 1976 году советское правительство получило от бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта несколько автомобилей Mercedes-Benz W116 в полицейском исполнении. Они были окрашены в требуемый по схеме желтый цвет еще на заводе-изготовителе, а остальные элементы специальной раскраски наносились уже в СССР. Модификация 350SE с механической коробкой передач отличалась от стандартного S-класса спецоборудованием, в которое входили телефон, рация, управление проблесковыми маячками и т. д.

Кроме Мерседесов, в столичной ГАИ работало и несколько BMW E12. Иномарки поступили на службу в Госавтоинспекцию в связи с Олимпиадой-80 в Москве, официальным поставщиком которой в 1979-м стал концерн “Даймлер-Бенц”. Он на протяжении пяти лет поставлял в СССР спецавтомобили, среди которых были и легковые машины ГАИ.

Одно время в столичной ГАИ трудился даже… Porsche 911! Впоследствии машину передали для испытательной работы на АЗЛК

Для решения других задач различных ведомств МВД СССР использовались соответствующие модификации автомобилей советского производства. Например, существовала модификация РАФ-2203 АДЧ для дежурных частей ОВД, на которой оперативники выезжали на места происшествий и преступлений.

Знаменитый “луноход” – милицейский УАЗик с цельнометаллической крышей – выпускался во многих модификациях. Ведь спецавтомобили на базе УАЗ-469 (позже – 31512) использовались как подразделениями ППС по охране общественного правопорядка, так и сотрудниками ДПС ГАИ для патрулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Да и экипажи медвытрезвителей забирали “перебравших” с улицы в свои заведения именно на таких УАЗах.

Тот самый луноход

В семидесятые годы на Рижском автобусном заводе была изготовлена партия РАФ-22033, которые отличались наличием стереофотограмметрической установки (АДТП-С), которая позволяла определить размеры, формы и пространственные положения объектов по стереопаре фотоснимков. Объемная фиксация давала возможность избавиться от обычных измерений с помощью рулетки и зарисовки схемы ДТП вручную. Для того, чтобы зафиксировать схему ДТП, достаточно было лишь расставить конусы и сфотографировать их с помощью установки.

Кроме этого, комплектация такого спецавтомобиля предусматривала и другие полезные приборы и измерительное оборудование – магнитофон, фотоаппарат, диктофон, пишущую машинку и газоанализатор. Увы, впоследствии серийные “гаишные” РАФы отличались от обычных лишь спецокраской и установкой СГУ на крыше.

Командо-штабной автобус милиции ЛиАЗ-5256 для оперативно-выездных мероприятий

В восьмидесятые годы в небольших количествах некоторые подразделения Госавтоинспекции получали Жигули, оснащенные не обычным поршневым двигателем, а одно- или двухсекционными роторными моторами ВАЗ, выдававшими от 70 до 120 л. с. соответственно. Для милиции возросшие динамические характеристики машин с ротором оказались как нельзя кстати, ну а завод мог получить систематизированную статистику по эксплуатации автомобилей с таким типом двигателя. Увы, век ротора был недолог, и львиную долю машин МВД СССР в восьмидесятые годы по-прежнему составляли обычные Жигули и Волги.

Кадр из кинофильма «Инспектор ГАИ». Обратите внимание – у нарушителя и милиционера одинаковые автомобили марки ВАЗ!

Постановочное фото. Дед Мороз за рулем новейшего ВАЗ-2108, которого остановил сотрудник ГАИ. На заднем фоне – «гаишные» Жигули. Куйбышевская область, 1985 год.

В 1990 году резко меняется “цвет мундира” – в соответствии с новым ГОСТом машины получают бело-синюю цветографическую схему. В это время автопарк Госавтоинспекции становится разномастным – кроме привычных Жигулей, Волг, Самар и Москвичей, во многих спецподразделениях появляются современные иномарки – такие, например, как Ford Crown Victoria. Вскоре на службу “заступают” и новые ВАЗы десятого семейства, ведь еще в 1995-м ГАИ Тольятти получила первую “десятку” из опытной партии; впоследствии поставки этой модели для работы в подразделениях ГАИ МВД РФ стали регулярными.

Советские милицейские автомобили

Найдены возможные дубликаты

Странно,а чего же нет самых массовых?

Тоже давно фоткал, на параде городской техники.

а я помню времена когда у ГАИ были вертолеты ,и летали они весьма регулярно

рассказывали, что когда вертолёт летит над машиной, по управляемости впечатление что колесо спустило (болтает видимо) )

не могу сказать точно – за нами они гонялись когда мы воровали арбузы на баштане ,и из транспорта были только велосипеды) Выглядело весьма эпично

именно! плюс на каждом велике по мешку с арбузами!))

Нахуя за решетками? Могли бы обычные стеклопакеты поставить, по цене одинаково вышло бы.

Там эта ограда- копия какой-то исторической и частично из нее сделана. типа нельзя с ней ничего делать.

“Служить и защищать”. Дожили, уже и лозунги у американцев пиздим.

Всегда было интересно почему был сине-жёлтый цвет, а потом стал бело-синим?

Не знаю, что в нем прикольного. Он очень низкий и тесный, неудобный для всех применений, для чего использовался.

График и копейка вааще крутые!

Да он ещё на службе стоит – даже номера не сняли. Счас выставка закончится и в погоню. )

В Иркутске. И современная версия.

Москва, музей ретро-автомобилей

Жёлтая машина с синей полосой

Не проедет мимо – заберёт с собой.

И это вполне нормально. Милиция – это название военизированных отрядов, выполняющих регулятивные функции в военное время.

Да милиция она народная. А полиция нет.

а разве рафики заклеивали матовой пленкой?

А на первом фото, мигалка шайба (возможно на других тоже она), говорили по детству – японская 😉

А за мотоциклы и лошадей забыли !

Где проходит выставка?

Красно черная волга это СК? ))

а где козлик? я ещё помню те чудные времена когда нас в вытрезвитель на нём везли

так пост и называется “Советские милицейские автомобили”

а так это гаишеги! ну эти то ж кенты, гонялись за нами по полям, ни разу так и не догнали

Это что за сладкий пирожок?

полицейские автомобили эпохи путина https://wroom.ru/news/6146

Гелик и s класс не дпс, тут ещё есть вероятность, что специально стоят на балансе ово, например, а находится в аренде у частника. Т.е. дяди используют как личный транспорт. Раньше практиковалась такая схема, сейчас не в курсе.

Человек “передает” в дар свой авто, ставит на баланс, получает синие номера и плюшки и катается по встречке безнаказанно

Вот вам Порш советских времен

Ну тут сразу видна догонялки.

Как бы то ни было, они не должны ездить на таких машинах, пусть сами покупают, если комфорт нужен. А потом говорят, что денег нет но вы держитесь.

Ну сильно “более крутого” ничего особо не было. Была Волга 3102 с начала 80-х, ну и были ЗиЛы и Чайки, которых было просто очень мало.

Милицейкость-то в чем? Нашли где-то те же модели и покрасили их по мотивам?

Нужно обязать все автомобили ГИБДД нанести на борт двуглавого орла!

Когда Крым стал Россией в украинской тогда еще милиции ни одного Приуса не было. Их уже при Порошенко закупили.

На каждом есть герб МВД который и есть двуглавый орёл

Комментарий дня

Напомнило старый анекдот:

Негр под пальмой на родине лежит млеет. Мимо проходит бизнесмен из Европы.

— Вот ты негр, лежишь бездельничаешь, а мог бы на пальму залезть, нарвать бананов. Пойти на рынок и продать.

— Ну как зачем! На деньги с проданного, купишь тележку и нарвёшь на много больше!

— Да ты с проданного уже сможешь купить грузовик и возить большие объёмы, потом наймешь работников, а сам будешь лежать и ничего не делать!

— А я, в принципе, и так лежу и ничего не делаю!

День рождения советской милиции

10 ноября свой профессиональный праздник, День сотрудника органов внутренних дел, отмечают российские полицейские. В этом году этот день особый. Современная «традиция» российской правоохранительной системы отмечает свой столетний юбилей. Именно 100 лет назад, 10 ноября 1917 года, Народный комиссариат по внутренним делам опубликовал постановление «О рабочей милиции». Как День советской милиции эта дата и остается в памяти миллионов россиян, несмотря на многочисленные пертурбации с переименованиями и реформами, которые за свою 100-летнюю историю перетерпела отечественная правоохранительная система. Так что, можно с уверенностью говорить, что именно «День милиции» — подлинное, народное название праздничной даты 10 ноября.

Хотя в «Государстве и революции» Владимир Ильич Ленин высказывал едва ли не анархистские мысли о скором отмирании государства, о необходимости всеобщего вооружения народа, необходимость создания кадровых правоохранительных органов большевики осознали практически сразу после революции. Если первое время в их рядах господствовала идея о том, что с преступностью смогут справиться отряды специально мобилизованных рабочих — рабочей милиции, то очень скоро на смену этой утопической идее пришел более рациональный подход. Необходимость создания профессиональной милиции диктовала сама жизнь. Вслед за революцией и развалом царской правоохранительной системы последовал колоссальный рост преступности. Как известно, однажды «жертвой» преступного нападения стал сам Владимир Ульянов-Ленин, автомобиль которого в 1919 году остановили преступники из банды Якова Кошелькова. Все эти обстоятельства заставили советское руководство озаботиться укреплением рабочей милиции и превращением ее из дилетантской в профессиональную структуру. Буквально за десятилетие советская милиция превратилась в мощный и разветвленный правоохранительный аппарат, который со временем превзошел своего предшественника — царскую полицию.

Кстати, опыт царской полиции активно использовался впоследствии при укреплении советских органов внутренних дел. Если прежде царские полицейские воспринимались исключительно как «каратели», «палачи», служившие эксплуататорскому режиму, то затем, по мере роста преступности, советским милиционерам стало ясно, что без наработанного опыта предшественников в сложном деле борьбы с преступностью не обойтись. Однако, в отличие от Красной Армии, где бывшие царские офицеры служили в огромном количестве и многие из них сделали головокружительную карьеру уже в советское время, в правоохранительной системе все складывалось иначе. Опыт царской полиции советская милиция использовала, но сами полицейские в подавляющем большинстве своем служить в советских правоохранительных органах не могли. Отношение к бывшим стражам порядка царского времени в 1920-е — 1930-е годы было самым прохладным, многих из них ждали суды, тюрьмы и даже расстрелы.

Тем не менее, Советской России практически «с нуля» удалось укомплектовать штат новых правоохранительных органов — советской милиции. Сделать это было не так уж и просто. Есть множество как научных исследований, так и художественных произведений, посвященных первым шагам советской милиции. В те годы милиция действительно была народной и комплектовалась преимущественно выходцами из рабочих и крестьян-бедняков и середняков. После окончания Гражданской войны на службу в милицию потянулись многие красноармейцы. Комплектовалась советская милиция только выходцами из трудящегося населения, в первую очередь — активными рабочими. Попасть на службу в милицию представителю «эксплуататорских» слоев было практически невозможно, если только речь не шла о людях с дореволюционным стажем подпольной деятельности в рядах РСДРП (б).

Отдельным и очень сложным направлением стала подготовка национальных кадров для регионов Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, где также было необходимо развернуть управления и отделы милиции, наладить эффективную работу уголовного розыска и других милицейских подразделений. При Новочеркасской и Саратовской школах милиции были открыты специальные отделения, на которых осуществлялась подготовка представителей национальных меньшинств Советского Союза для службы в органах внутренних дел. Процесс формирования и развития системы подготовки советских милиционеров растянулся на два послереволюционных десятилетия. По мере роста потребностей милиции в квалифицированных кадрах увеличивалось количество специальных учебных заведений, цифры набора курсантов. В 1936 году школы старшего и среднего начальствующего состава милиции были переведены на двухгодичный цикл обучения, что должно было способствовать повышению уровня образования и квалификации милицейских кадров. На смену старым кадрам — революционерам с дооктябрьским стажем — приходила новая смена — молодые поколения советских милиционеров, воспитанные и подготовленные уже в Советском Союзе.

Серьезным ударом для советской милиции стала Великая Отечественная война. Огромное количество милиционеров было мобилизовано на фронт, в действующую армию. Во многих населенных пунктах из-за нехватки милиционеров — молодых мужчин на службу стали активно привлекать женщин, а также мужчин старшего возраста. На западе Советского Союза милиционеры принимали самое активное участие в борьбе с оккупантами, даже не будучи призванными на военную службу — они участвовали в обороне своих городов, уходили в партизанские отряды, создавали подпольные группы.

После Великой Отечественной войны в органах внутренних дел служило большое количество фронтовиков. Многие офицеры и солдаты победоносной Красной Армии после войны желали продолжить службу, если и не в армии, то, по крайней мере, в милиции. Именно они, люди, прошедшие фронт, поломали хребет преступности, набравшей было силу в военные и послевоенные годы.

Надо отметить, что требования к милиционерам росли по мере роста общего уровня образования советских граждан. Если в начале 1920-х гг. особых требований к кандидатам на службу в милицию не предъявлялось, то во второй половине ХХ века уже действовала эффективная система профессионального образования. Тем не менее, служить в милицию на должности среднего и старшего начальствующего состава попадали не только выпускники школ милиции, но и люди «с гражданки». Как правило, это были выпускники вузов, имевшие за плечами военную кафедру и, следовательно, воинское звание «лейтенанта» или «старшего лейтенанта». По комсомольским путевкам в милицию потянулись вчерашние инженеры, учителя, представители различных гуманитарных профессий.

Даже сейчас среди полицейских начальников старшего поколения встречается не так мало людей, пришедших в милицию в 1980-е годы по комсомольским путевкам. Набирали аналогичным образом и младший начальствующий состав, но здесь упор делался на вчерашних «дембелей». Особенно ценились солдаты и сержанты, прошедшие службу во внутренних войсках МВД СССР, пограничных войсках КГБ СССР, подразделениях Воздушно-десантных войск, морской пехоты. Они направлялись в милицию по рекомендациям командования частей и подразделений, либо через какое-то время после демобилизации — по рекомендациям трудовых коллективов, парткомов предприятий. Надо сказать, что такая система отбора кадров в советскую милицию работала достаточно эффективно.

История советской милиции полна героических подвигов ее сотрудников. Навсегда остались в памяти потомков имена милиционеров, павших в схватке с преступниками. Как известно, очень напряженным для советских милиционеров выдался период нескольких послевоенных лет, когда в разоренных войной советских городах свирепствовали жестокие уголовные банды, снова появилось большое количество беспризорников. На западе Украины, Белоруссии, в прибалтийских республиках действовали отряды националистов и просто преступников, скрывавшихся в лесах. Вместе с бойцами внутренних и пограничных войск самое активное участие в их уничтожении принимали и милиционеры.

Советской милиции с честью удалось решить поставленные задачи и справиться с высоким уровнем преступности в стране к началу 1950-х гг. Потом была пара десятилетий относительного затишья. Но и в это время советская милиция всегда была на переднем краю — не только борьбы с преступностью, но и в целом — защиты граждан. 25 мая 1973 года по трассе «Новосибирск — Павлодар» следовала колонна из 170 велосипедистов. Во главе колонны находился автомобиль сопровождения Москвич-412. В нем ехали старший инспектор дорожного надзора Госавтоинспекции Дмитрий Байдуга и инспектор Александр Шабалдин. Навстречу колонне ехал автомобиль «Запорожец». Внезапно появился грузовой автомобиль «Колхида», груженый щебнем, который попытался обогнать «Запорожец». Понимая, что столкновение грузовика с колонной избежать не удастся, милиционеры подставили под удар свой «Москвич» и тем самым спасли колонну велосипедистов. Посмертно Дмитрий Байдуга и Александр Шабалдин получили ордена Красной звезды.

Уже в 1970-е — 1980-е гг. советская милиция столкнулась с такими новыми и прежде невиданными видами преступлений как, к примеру, захваты заложников. Так, 2 ноября 1973 года четверо студентов захватили самолет «Як-40». Именно за проявленный при его освобождении героизм получил Золотую Звезду Героя Советского Союза Александр Иванович Попрядухин — в то время старший лейтенант милиции, старший инспектор-дежурный 127-го отделения милиции г. Москвы, который был включен в оперативную группу благодаря своей прекрасной спортивной подготовке (Александр Иванович был мастером спорта по самбо).

Новая волна преступности захлестнула страну на рубеже 1980-х — 1990-х гг., причем преступности необычной, с которой советская милиция прежде не сталкивалась. Появились мощные организованные преступные группировки, мафиозные структуры, которые имели прочные связи на самом верху в тех же правоохранительных органах. Противостоять организованной преступности было очень сложно, тем более, что появились соблазны и для самих сотрудников милиции. Именно в этот период в общественном сознании закрепились многие негативные стереотипы о сотрудниках органов внутренних дел, их повальной коррумпированности. Хотя в 1990-е годы многие милиционеры не просто честно несли свою службу, но гибли в столкновениях с преступниками, обороняя жизнь и спокойствие простых граждан.

В конце 1980-х гг. были сформированы и милицейские спецподразделения, в первую очередь — легендарный Отряд милиции особого назначения (ОМОН), затем — Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР), которым предстояло решать сложные и опасные задачи силового сопровождения милицейских и антитеррористических операций. Сегодня уже сложно представить себе правоохранительную систему без полицейских спецподразделений (хотя не так давно они и были переведены из системы МВД в систему Федеральной службы войск национальной гвардии).

В период распада Советского Союза появилось много «горячих точек», через службу в которых также прошло огромное количество российских милиционеров. Невозможно недооценить вклад российской милиции / полиции в борьбу с терроризмом на Северном Кавказе, а затем и в других регионах страны. Через «мясорубку» двух Чеченских войн прошли тысячи российских милиционеров — как омоновцев и собровцев, так и представителей более «мирных» милицейских профессий, включая участковых и инспекторов по делам несовершеннолетних. 1990-е — 2000-е годы дали российской милиции много настоящих героев. К сожалению, многие из них получили свои заслуженные награды посмертно.

Служба в органах внутренних дел — тяжкий и опасный труд. Но гражданами, в силу целого ряда факторов, милиционеры, а затем и полицейские, воспринимаются неоднозначно. Многие судят по своему опыту конфликтов со стражами порядка на «бытовом уровне» — там с гаишником ругались, здесь участковый не реагирует на жалобы. Другие находятся под впечатлением публикаций СМИ, которые, надо сказать, весьма неблагосклонны в отношении российских полицейских. Конечно, в «системе» есть множество проблем и о них сами полицейские знают куда больше, чем люди со стороны. Текучка кадров, низкий уровень квалификации, коррупция и блат, элементарное нежелание работать — все это, к сожалению, присутствует в российской правоохранительной системе, как впрочем, и во всех других сферах жизнедеятельности общества. Однако когда возникают какие-то проблемы, первым делом люди бегут именно к ним — к полицейским.

В День сотрудника органов внутренних дел, который для народа по-прежнему остается «Днем милиции», всем бывшим и действующим милиционерам и полицейским «Военное обозрение» желает всего самого доброго, а главное — здоровья и успехов в нелегкой, но так необходимой стране и народу службе.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию