Трасологическая экспертиза при ДТП

Как восстановить картину ДТП: все о проведении трасологической экспертизы

Каждый день на трассе происходит множество различных ДТП по разным причинам и обстоятельствам. Для того чтобы выяснить основные детали, связанные с дорожным происшествием, проводится трасологическая экспертиза. Она помогает определить реального виновника аварии, а также то, как она произошла. Ниже подробно поговорим о трасологической экспертизе, о требованиях к ее проведению и о самом проведении процедуры.

Что это такое и чем регулируется?

Трасологическая экспертиза при ДТП – это выяснение обстоятельств, ставших причиной аварии. Сотрудники трасологической экспертизы занимаются изучением оставленных машинами следов на месте ДТП, наружных повреждений на всех пострадавших машинах и других основных деталей, которые образуют всю картину аварии. Трасология в дорожно-транспортных происшествиях играет очень большую роль при выяснении всей реальной ситуации и виновника аварии.

Трасологическая экспертиза регулируется на основании нескольких нормативно-правовых документов. К ним относятся:

  • Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  • Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  • Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.

    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

    Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

    Кто проводит?

    Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

    Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

    Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом

    При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

      По принадлежности следов от транспортных средств:

    • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
    • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
    • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
    • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
    • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
  • Восстановление целостности картины по частям:

    • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
    • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
    • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
  • Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:

    • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
    • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
  • Выявление конкретного места ДТП:

    • На какой полосе произошло столкновение?
    • В каком ряду стояли машины?
    • Как располагались автомобили во время столкновения?
  • Проведение при дорожно-транспортном происшествии

    Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

    1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
    2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
    3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
    4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
    5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
    6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.

    Ходатайство о назначении

    Как правило, ходатайство о проведении транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП составляется самим владельцем авто. Но инициатором проведения экспертизы также может выступать суд, страховая фирма или правоохранительные органы.

    Заявитель должен доказать необходимость трасологической экспертизы, указать, какие именно обстоятельства необходимо выяснить. Они должны быть связаны непосредственно с виной участников ДТП, оценкой ущерба и причиной аварии. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант наиболее правильный. Заявление лучше писать по образцу во избежание каких-либо ошибок и недочетов.

    Стоит обратить внимание на приложения к ходатайству. В их число должны входить только те доказательства, которые приобщены к гражданскому делу (показания свидетелей). При наличии иных дополнительных доказательств, их нужно приобщить к материалам дела.

    В суде данное ходатайство будет рассмотрено вместе с участниками процесса. Любой участник аварии может заявить возражением на представленное ходатайство, подготовить свои материалы и вопросы для выяснения обстоятельств для другого эксперта. Можно обратиться к независимому эксперту, который не является государственным работником.

    Документы и материалы, необходимые эксперту

    Для проведения трасологической экспертизы специалисту понадобится перечень отдельных документов и материалов. К ним могут относиться:

    • схема места аварии, составленная сотрудниками государственных органов или же самими участниками ДТП;
    • составленные сотрудниками ГИБДД материалы, например, протокол осмотра места ДТП;
    • материалы фото и видеосъемки с места происшествия, которые прилагаются к протоколу осмотра;
    • сами транспортные средства, участвовавшие в аварии, и доступ к ним для наружного осмотра;
    • протокол технического осмотра автомобиля, подтверждающий его исправность до момента ДТП;
    • показания свидетелей аварии;
    • справка о ДТП, оформляемая сотрудниками ГИБДД;
    • иные дополнительные материалы и документы.

    Список этих документов может меняться в зависимости от вопросов и задач эксперта.

    Сроки и цена

    Сроки проведения трасологической экспертизы отличаются в зависимости от сложности аварии, в каждом случае они индивидуальны. Самое минимально время, которое может понадобится эксперту – это несколько дней. За этот период он внимательно изучит все материалы дела, съездит на место аварии и проанализирует все моменты. В некоторых случаях экспертиза проводится больше нескольких недель, порою только для составления заключения требуется несколько дней.

    Стоимость трасологической экспертизы также индивидуальная в каждом случае. Зависит она от:

    • сложности аварии;
    • сроков проведения экспертизы;
    • эксперта, выполняющего эту работу;
    • методов анализа и материалов для работы.

    В среднем цена экспертизы колеблется от 4 дот 15 тысяч рублей. Бывают и более дорогие случаи, требующие серьезного анализа и большого количества времени.

    Заключение эксперта

    Заключение трасологической экспертизы отвечает на все возникшие вопросы о дорожно-транспортном происшествии, отражает всю ту информацию, ради получения которой экспертиза и была инициирована. Заключение включает в себя:

    • анализ всех собранных данных;
    • результаты и выводы проведенной экспертизы;
    • ответы на все поставленные вопросы.

    Данное заключение не является голословным. После окончания всей процедуры, составляется итоговый документ расследования, который включает в себя все заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах и характерных повреждениях.

    Этот документ впоследствии направляется заказчику данной экспертизы и может послужить в качестве доказательств страховыми компаниями, судам и правоохранительным органам.

    Можно ли оспорить результаты?

    Каждый участник дорожно-транспортного происшествия может не согласиться и обжаловать заключение трасологической экспертизы. Однако для этого нужны очень весомые причины, чтобы все не обернулось простой тратой денег и времени. Вескими доводами для оспорения заключения можно считать:

    • отсутствие ответов и выводов по некоторым, поставленным в начале экспертизы вопросам;
    • несоответствие с фактическими обстоятельствами;
    • нелогичное объяснение ситуации;
    • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
    • недостижение конечного результата и т.д.

    Если наличие весомых доводов будет обосновано, то заказчик может подать исковое заявление в суд. Только в этом случае необходимо будет проводить новую независимую экспертизу, обращаться к услугам другого специалиста-трасолога. Если результаты его расследования окажутся иными, то существует большая вероятность отмены предыдущей экспертизы и возврату денег.

    Трасологическая экспертиза хорошо помогает разобраться в различных запутанных авариях, требующих дополнительного расследования. Также она способствует поиску реального виновника дорожно-транспортного происшествия, отвечает на все заданные вопросы, касающиеся этой ситуации, а также воспроизводит целостность картины аварии.

    Полезное видео

    Предлагаем вам посмотреть видео о трасологической экспертизе:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Трасологическая экспертиза при ДТП

    В случае фиксации дорожно-транспортного происшествия на месте аварии остается большое количество следов. При перемещении по дорожному полотну это могут быть, например, следы торможения, скольжения и некоторые другие. При обоюдном столкновении на машинах появляются как вмятины различных размеров, так и другие виды деформаций, например, порывы, задиры, царапины. По последствиям аварии специалист может объективно судить, каким образом происходило ДТП в конкретной фазе. Полное исследование совокупности следов позволяет в результате сформулировать реальный механизм всей аварийной ситуации. Всестороннее изучение результатов происшествия для установления настоящих причин и обстоятельств относится к компетенции экспертов трасологической экспертизы при авариях.

    Цель трасологической экспертизы при автодорожном происшествии

    В процессе проведения трасологического исследования решается основная задача — правильное установление настоящего механизма аварийной ситуации. Он наглядно показывает последовательность каждой стадии происшествия от самого начала и до конца. В качестве примера следует привести ДТП, которые происходили при перестраивании транспортных средств, едущих в одном направлении. Если каждый водитель с уверенностью заявляет, что перемещался по дороге без изменения направления движения, данная процедура все расставит по местам. При этом во время опроса участников таких аварий каждый говорит, что именно оппонент выполнял маневр перестроения и не соблюдал требования правил ПДД, предусматривающих предоставление преимущества ТС в движении, которое ехало без изменения направления движения — прямо.
    Процедура трасологической экспертизы станет полезной и в тех ситуациях, когда необходимо сделать идентификационное сравнение при аварии следов с представленными образцами. В качестве примера можно привести факт повреждения автомобиля, на котором установлены следы лакокрасочного покрытия другой машины, скрывшейся с места аварии. В процессе расследования дела обнаруживается и задерживается автомобиль, на котором найдено на переднем бампере отслоение автоэмали. По форме, цвету и характеру возникновения они в полной мере соответствуют следам, ранее изъятым с поврежденного автомобиля. Чтобы ответить правильно на вопрос о причастности к аварии задержанного автомобиля, и проводится трасологическое исследование.

    Каждый автовладелец должен хорошо знать, что при трасологической экспертизе основными исследуемыми объектами становятся именно следы, то есть материально зафиксированные отражения транспортных средств, предметов, людей. Без них не получится никакой экспертизы. Трасология позволяет решить достаточно большой круг вопросов и устранить различные сомнения. При этом принято выделять три главные группы вопросов.

    Направленность вопросов первой группы состоит в установлении групповой принадлежности транспорта:

    • К какой разновидности транспорта относятся оставленные на месте дорожного происшествия следы?
    • Какой маркой резины оставлен след, обнаруженный по факту дорожно-транспортного происшествия?
    • Относятся ли следы к рассматриваемому типу транспортного средства?
    • Было ли возможным соударение машин, если ориентироваться на размеры, форму, местоположение следов на автомобилях.

    Следующая группа вопросов требуется для построения целостной картины из отдельных составляющих:

    • Были ли поврежденные элементы деталей, найденных на месте аварии, объектами конкретного автомобиля?
    • Не относились ли к одному целому фрагменты лакокрасочного покрытия, пластмассы, стекла и так далее, обнаруженные на месте столкновения машин?

    В задачи третьей группы вопросов входит точное установление транспортного средства:

    • Будут ли принадлежать найденные следы данному автомобилю?
    • Каким количеством транспортных средств при аварии оставлены следы?
    • Этой или нет шиной были оставлены следы на месте аварии?

    Профессиональные эксперты-трасологи при проведении экспертизы эффективно решают перечень вопросов, которые имеют непосредственное отношение к механизму случившейся аварии.

    Для участников производства по делу о ДТП могут предлагаться различные задачи для полноценного и точного проведения трасологического экспертного заключения:

    1. Установление механизма аварийной ситуации с указанием места, времени, даты, состава участников ДТП.
    2. Нахождение точного места столкновения автомобилей, наезда на препятствие, места наезда на пешехода.
    3. Насколько будет соответствовать установленное место столкновения или наезда по имеющейся схеме происшествия проведенным экспертным расчетам?
    4. Установление места наезда на препятствие или пешехода.
    5. Какой является последовательность столкновения?
    6. Какими частями контактировали при ДТП транспортные средства?
    7. Установление угла столкновения.
    8. Кто конкретно находился за рулем машины из лиц, указанных в постановлении о назначении экспертизы?

    Экспертиза проводится каждый раз в тех случаях, когда речь начинает идти о подставных аварийных ситуациях.

    Очень часто трасологические экспертизы проводятся по инициативе страховых компаний.

    Именно данная процедура позволяет с большой степенью точности и достоверности идентифицировать соответствие повреждений, образовавшихся на транспортных средствах, механизмам и обстоятельствам автодорожного происшествия.

    Когда назначается и осуществляется трасологическая экспертиза при возникновении ДТП

    Рассматриваемая процедура назначается в ходе любой стадии рассмотрения дела, хотя оптимальным считается назначение экспертизы во время дознания или предварительного расследования. На этой самой стадии устанавливается виновное в ДТП лицо. В качестве нормативной базы для назначения и осуществления трасологической экспертизы выступают процессуальные кодексы, среди которых следует назвать нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, АПК, УПК, ГПК. Согласно общему правилу, трасологическое исследование выполняется в рамках комплексной дорожно-автотехнической и транспортно-трасологической экспертизы.
    Стоимость услуг в таблице:

    УслугаСтоимость при заключении договора, рубСтоимость без договора, руб
    Осмотр ТС около Офиса0500
    Осмотр ТС выездной01000
    Осмотр ТС на нашем СТО02000
    Калькуляция ТС (кроме фур и мотоциклов) до 10 позиций0500
    Каждая последующая позиция (кроме фур и мотоциклов)030
    Калькуляция ТС (фура, мототоцикл)01000
    Каждая последующая позиция (фура, мототоцикл)060
    Расчет утраты товарной стоимости0300
    Расчет «рынка» и годных остатков01000
    Оценка для Нотариуса02500
    Экспертное заключение востановительного ремонта025000
    Экспертное заключение утраты товарной стоимости010000
    Заключение по рыночной стоимости и годным остаткам010000
    Заключение по качеству восстановительного ремонта030000
    Трассологическое исследование030000
    Исследование по степени Вины040000

    Каждый участник производства по делу об автодорожном происшествии с целью решения организационных вопросов при необходимости назначения трасологической экспертизы в праве воспользоваться рекомендациями, которые можно найти в свободном доступе в интернете. Кроме того, следует отметить, что вся изложенная информация не всегда может быть до конца понятна всем автовладельцам, ведь представлены только общие сведения, касающиеся трасологической экспертизы. Вопрос надо будет решать индивидуально в каждом конкретном случае при возникновении аварийной ситуации с учетом всех нюансов и при участии квалифицированных автоюристов.

    Ссылка на основную публикацию