Сбили знак на дороге: какой штраф и другие последствия?

Какой штраф за сбитый знак или светофор или другой элемент дорожной инфраструктуры

Дорожный знак – это средство, способствующее организации дорожного движения. Повреждение установленного знака приводит к угрозе безопасности дорожного движения, поэтому за данное административное правонарушение водитель рискует получить серьезный штраф. Как поступать в случае, если было совершено ДТП, в котором поврежден объект дорожной инфраструктуры, какого ждать наказания и стоит ли покидать место происшествия – рассмотрим далее.

Размер штрафа за сбитый знак

Согласно статье 12.33 Кодекса об административных правонарушениях, за порчу различных дорожных сооружений предусмотрена ответственность в виде штрафа:

  • для физических лиц – от 5000 до 10000 руб.;
  • для юридических лиц – 300000 руб.;
  • для должностных лиц – 25000 руб.

Даже для физлиц суммы довольно значительные. Но и они меркнут на фоне наказания, вменяемого за попытку остаться незамеченным, скрывшись с места происшествия.

Если знак в результате столкновения не получил видимых повреждений, можно считать, что муниципальному имуществу не был причинен материальный ущерб. В таком случае водитель может спокойно ехать дальше.

Но если знак пострадал, нарушитель обязан вызвать ГИБДД, поскольку, согласно п. 2.6.1 Правил дорожного движения, данный вид ДТП не может быть оформлен без привлечения уполномоченных сотрудников.

Сбил знак на машине и уехал

Ситуация, при которой водитель повредил знак и сбежал, квалифицируется как оставление места ДТП, что является уголовно наказуемым деянием. Оно влечет за собой ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая выливается в лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет либо арест нарушителя сроком до 15 суток.

Виновнику настоятельно не рекомендуется покидать место аварии, чтобы в дальнейшем избежать проблем при урегулировании суммы ущерба, причиненного городскому имуществу.

Кто возмещает ущерб за сбитый знак

Помимо штрафа в муниципальный бюджет должны быть возвращены средства за испорченное имущество и произведенный ремонт. В данном случае пострадавшая сторона – это организация, отвечающая за обеспечение дорожного движения.

Виновником является водитель, но если им будут выполнены три условия, сумму ущерба выплатит страховая компания:

  1. Наличие действующего полиса ОСАГО;
  2. Соблюдение процедуры оформления ДТП;
  3. Отсутствие алкогольного или наркотического опьянения на момент аварии.

Когда придется платить за ДТП со знаком?

Обсудим более подробно варианты, при которых водитель будет вынужден самостоятельно компенсировать ущерб, нанесенный муниципальному имуществу:

  • Отсутствие полиса ОСАГО. Когда автогражданская ответственность не застрахована, расходы несет сам владелец авто. Если он не возместит нанесенный городу ущерб самостоятельно, инспекция взыщет с него средства в судебном порядке.
  • Оставление места ДТП. Водитель будет арестован, лишен права управлять ТС, после чего ему все же придется заплатить штраф и компенсировать расходы на ремонт или замену знака.
  • Состояние опьянения на момент ДТП, зафиксированное инспектором ГИБДД, прибывшим на место аварии. При наличии полиса страховая покроет ущерб дорожным службам, но получит право требования уплаченной суммы с нарушителя. Добровольно или через суд автовладельцу придется ее вернуть, согласно статье 14 ФЗ №40.

Стоимость ремонта знака

Сумма, которую виновнику придется возместить в городской бюджет, устанавливается в индивидуальном порядке. Смету составляет соответствующий отдел в городском дорожном управлении. Она напрямую зависит от объема повреждений. В одном случае будет достаточно мелкого и недорогого ремонта, в другом – придется устанавливать новый знак или менять его опору. Средняя стоимость установки знака “с нуля” составляет от 7000 до 10000 руб.

Повреждение иного городского имущества

Новичок или нетрезвый водитель может угодить как в технические средства организации движения (помимо знаков), так и в объекты городской инфраструктуры.

К первой группе относятся светофоры и колонки под них, пульты управления и контроллеры, шкафы, обеспечивающие связь, или другие объекты, помогающие организовать движение. За их повреждение полагается штраф по ст. 12.33 КоАП.

Вторую группу составляют объекты, не принимающие участия в обеспечении движения – фонари, ограждения, рекламные щиты, зеленые насаждения и т.д. За их порчу штраф выписан не будет, однако нанесенный ущерб нужно компенсировать. В этой ситуации необходимо вызывать сотрудника ГИБДД, который зафиксирует все детали происшествия. При наличии полиса ОСАГО средства городу выплатит страховая компания.

Заключение

Итак, за столкновение со знаком предусмотрен достаточно серьезный штраф. Обязательным является и возмещение причиненного городскому имуществу ущерба. Однако это лучше, чем арест и лишение водительских прав, которые полагаются за попытку скрыться с места аварии. Поэтому при возникновении подобной ситуации водителю стоит сохранять спокойствие и пытаться урегулировать конфликт с наименьшими последствиями.

ДТП на перекрестке с потерпевшими: виновника наказывают по двум статьям КоАП РФ

VitalikRadko / Depositphotos.com

Водителя, который не пропустил автомобиль с преимущественным правом проезда и столкнулся с ним на перекрестке, – если при этом пострадали люди, – допустимо наказать сразу по двум статьям КоАП: и по ч. 2 ст. 12.13 Кодекса – за то, что не пропустил (штраф накладывает ГИБДД), и по ст. 12.24 – за нарушение ПДД с последствиями в виде вреда здоровью легкой/средней тяжести (штрафует и лишает прав суд). В таких обстоятельствах два постановления об административном наказании не свидетельствуют о том, что за одно деяние лицо привлеклось к ответственности дважды (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2019 г. № 48-АД18-13).

На это указал ВС РФ, рассмотрев жалобу автолюбительницы, которая не уступила дорогу легковушке, пользующейся преимущественным правом проезда перекрестков. Произошло столкновение автомобилей, в котором сильно пострадал пассажир автомобиля “с преимуществом”.

В тот же день инспектор ГИБДД привлек даму к ответственности по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ (нарушение правил проезда перекрестков) и наложил на нее административный штраф в размере одной тыс. руб. Постановление об административном правонарушении содержало следующую формулировку: “в нарушение п. 13.9 ПДД не предоставила преимущество движению другому транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестка, совершив с ним столкновение”.

Впоследствии было установлено, что пострадавшему в ДТП пассажиру причинен вред здоровью средней тяжести. И вот уже спустя два месяца после ДТП в отношении автоледи сотрудниками ГИБДД был составлен второй протокол об АП, в этот раз по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение ПДД, повлекшее вред здоровью потерпевшего). Событие правонарушения в протоколе было сформулировано так: “в нарушение п. 13.9 ПДД не уступила дорогу другому транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестка, совершив с ним столкновение”. Затем районный суд, рассмотрев протокол и материалы дела, отобрал у нарушительницы водительские права на ближайшие полтора года.

Автолюбительница сочла это нарушением ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Со ссылкой на этот правовой принцип она просила отменить второе постановление (о лишении прав) и прекратить производство по делу.

Однако судебные инстанции с ней не согласились. В частности, ВС РФ, отказывая в удовлетворении жалобы, указал следующее:

  • согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об АП не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ;
  • однако эти положения неприменимы к данным обстоятельствам, поскольку по факту совершения ею противоправных действий не имеется актов, перечисленных в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Ведь оба постановления об АП вынесены по различным статьям КоАП РФ –первое за нарушение правил проезда перекрестков, второе – за нарушение ПДД со специфическими последствиями (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);
  • следовательно, каждое из названных противоправных действий образует самостоятельные составы административных правонарушений, оснований для применения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется;
  • а значит, наличие “первого” постановления об АП не свидетельствует о привлечении автолюбительницы к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Какой штраф за сбитый знак или светофор?

Содержание:

  • 1. Порядок действий, если автовладелец снес знак на автомобиле
  • 2. Если автовладелец сбил знак и самовольно скрылся
  • 3. Какое наказание применяется за сбитый предмет инфраструктуры?
  • 4. Кто заплатит за возмещение ущерба?
  • 5. Если автовладелец был пьяным или скрылся с места происшествия?
  • 6. Если автовладелец не оформлял страховку ОСАГО?
  • 7. Если ущерб нанесен другому городскому имуществу?
  • 8. Видео по теме:

Любой знак, установленный на дороге, где ездят легковые автомобили и другие виды транспорта – это объект дорожной инфраструктуры. Поэтому все, кто нарушают его целостность, портят или вовсе сбивают, по закону должны понести административную ответственность. Согласно КоАП за подобное нарушение можно лишиться довольно крупной суммы на погашение штрафа. Кроме того, по итогу такого ДТП (а это именно оно), объекту инфраструктуры наносится материальный убыток, который в соответствии с положением в законодательстве необходимо выплатить. Именно из этого и вытекают последствия, когда автовладелец виновник решил самовольно уехать с места происшествия. Далее мы подробно распишем порядок действия в подобной ситуации и величину штрафного взыскания за это нарушение.

Порядок действий, если автовладелец снес знак на автомобиле

Неважно на какой именно знак дорожной инфраструктуры вы наехали, в любом случае это будет приравнено к ДТП. Это же и выливается из самого понятия этой аббревиатуры:

Под дорожно-транспортным происшествием подразумевается ситуация, случившаяся в момент передвижения по дороге общего пользования автомобильного транспорта и с его участием, по итогу которой получили травмы или вовсе кто-то погиб, пострадало само средство передвижения и причем необязательно самого виновника аварии, а также любое сооружение, груз или нанесен материальный убыток.

Так как все дорожные знаки находятся в собственности коммунальной структуры, то в случае их малого или масштабного повреждения наносится материальный ущерб. А в результате этого автовладелец, наехавший или полностью сбивший объект, обязан ответить за это по закону в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД. Согласно этому положению он еще должен в обязательном порядке вызвать работников ГАИ ГИБДД. Но делать это нужно только, если самому знаку нанесен ощутимый ущерб. Если материального вреда не нанесено, то в вызове полицейских нет необходимости и можно смело уезжать в места происшествия.

Если автовладелец сбил знак и самовольно скрылся

В случае, когда вы наехали или вовсе снесли дорожный знак и при этом быстро скрылись с места происшествия, то это действие по закону расценится, как оставление места аварии, за что у вас конфискуют водительское удостоверение на 12 – 18 месяцев или возьмут вас самого под стражу на 15 дней. Перед этим согласно статье 12.27 КоАП РФ части 2 будет оформлен протокол.

Кроме того, такое ваше поведение негативно скажется на процессе урегулирования нанесенных убытков. Подробно об этом мы распишем дальше в статье.

Какое наказание применяется за сбитый предмет инфраструктуры?

Не важно случайно или намеренно вы сбили предмет инфраструктуры в 2021 году за это взимается штраф в довольно крупном размере. А все дело в том, что в пункте 1.5 ПДД части 2 строго запрещается автовладельцам, наносить вред любым из возможных способов средствам, обеспечивающим порядок движения на дорогах общего пользования, и тем самым мешать другим водителям.

Как только повреждается дорожный указатель, сразу повышается опасность движения по версии законодателя. При возникновении такой ситуации, автовладелец обязан предпринять всевозможные меры, чтобы другим водителям ничего не угрожало из-за отсутствия нужного знака. Если самостоятельно ничего для этого сделать не получается, то необходимо как можно скорее проинформировать остальных участников движения.

При этом если вы сбили или наехали на знак, и он повредился, и вы предприняли все меры предусмотренные законом, то сам факт того, что вы совершили, все равно будет приравнен к правонарушению.

Величина штрафного взыскания четко прописана в статье 12.33 КоАП Российской Федерации. По состоянию на 2021 год – это 5 тыс. – 10 тыс. руб. Но по сравнению с изъятием прав на долгий период при покидании места происшествия, это кажется мелочью.

Кто заплатит за возмещение ущерба?

Выплачивает деньги на ремонт дорожного знака или сам автовладелец – нарушитель или страховое учреждение.

Ранее мы уже писали, что повреждение дорожного знака воспринимается как ДТП только в случае, если ему нанесен реальный материальный убыток. Например, если после происшествия требуется замена на новую опору. В этом случае, понятно, что ущерб нанесен муниципальному имуществу и городской инфраструктуре.

Пострадавшая сторона в большинстве случае – это профильное управление администрации города. Например, в МСК это «Центр организации ДД Правительства Москвы». В ее пользу москвичи и должны возмещать причиненный убыток.

Однако для этого должны быть выполнены три условия:

  1. Автовладелец должен иметь действующий полис страхования ОСАГО.
  2. Автовладелец должен сразу после происшествия вызвать ГАИ ГИИБДД, работники которого составят протокол.
  3. Автовладелец не должен находиться под воздействием алкоголя или наркотиков.

Если автовладелец был пьяным или скрылся с места происшествия?

Если автовладелец наехал на дорожный знак или сбил его будучи под воздействие алкогольного напитка или скрылся с места происшествия не дождавшись инспекторов, то страховое учреждение все равно возместит убыток городу, но потом через суд обяжет нарушителя выплатить ей ту же сумму. Прописан этот момент в статье 14 Федерального Закона №40 «ОБ ОСАГО».

Если автовладелец не оформлял страховку ОСАГО?

Если у автовладельца на момент свершения наезда на дорожный знак не было действующего страхового полиса, то ему придется из своего кармана выплачивать средства на возмещение ущерба городу. Предусмотрен этот момент статьей 1064 Гражданского Кодекса. Если он пустит ситуацию на самотек, то с него деньги будут получены через суд.

Размер убытка в каждом случае устанавливается индивидуально. Для этого используется сметный расчет профильного учреждения. В одних ситуациях хватит и дополнительного ремонта, а в других потребуется устанавливать новую опору для дорожного знака. Во втором случае сумма убытка может выйти на 7 – 10 тыс. руб. в зависимости от города. К примеру, во Владивостоке по состоянию на конец 2017 года установка опоры вместе с новым знаком стоила 7,5 тыс. руб.

Если ущерб нанесен другому городскому имуществу?

Что касается повреждения другого городского имущества, то последствия будут для нарушителя аналогичные, но конечно важную роль играет сам объект порчи. То, чему автовладелец может нанести ущерб можно поделить на объекты инфраструктуры города и технические средства организации дорожного движения.

Кроме дорожных знаков, к техсредствам относится:

  1. Сбитый в аварии светофор.
  2. Светофорная колонна.
  3. Выносной пульт управления.
  4. Дорожный контролер.
  5. Шкаф связи.
  6. Щит индивидуального проектирования и все остальное, участвующее в организации ДД.

Так нанесение всем этим объектам повреждения влечет угрозу безопасности дорожного движения, а поэтому автовладельцам тоже придется потратиться на уплату штрафа в соответствии со статьей 12.33 КоАП РФ.

К объектам инфраструктуры города относится:

  1. Фонарь.
  2. Шумозащитный экран.
  3. Столб ЛЭП.
  4. Рекламный столб.
  5. Забор, ограждение.
  6. Дерево и т.д.

Так как это все не является участниками ограничения движения на дороге, то и штрафное взыскание за наезд на перечисленные объекты не устанавливается. При этом это не значит, что свершено ДТП не было. Материальный убыток нанесен, поэтому вызов полиции обязателен. Если все перечисленные условия соблюдены, то возмещение убытка ляжет на страховое учреждение. Однако ремонтом своего транспорта, при отсутствии страхового полиса КАСКО придется заняться за свой счет.

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП. Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД. Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.

Иллюстрация: «Право.Ru»/Оксана Острогорская

Чаще всего судьи назначают лишение прав водителям, сбившим пешеходов. Так, в июле 2018 года Егор Вершинин* ехал по двору многоквартирного дома. Не заметив несовершеннолетнего Ваню Трубчанинова*, он наехал на него. Ребенок ушибся головой и получил сотрясение. Приехавшие на место ДТП полицейские выписали Вершинину штраф 1000 руб. за нарушение ПДД в жилой зоне по ч. 1 ст. 12.28 КоАП «Нарушение правил для движения авто в жилых зонах». Они составили протокол осмотра места происшествия, схему места аварии, опросили очевидцев.

По заключению судебно-медицинской экспертизы Ване Трубчанинову причинили вред здоровью легкой тяжести. Поэтому инспектор направил дело по ч. 1 ст. 12.24 КоАП «Нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью» для рассмотрения в Железнодорожный районный суд г. Самары.

В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью. Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней. По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.

Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).

Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.

Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019).

Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение.

Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21).

Когда водителя не накажут за наезд на человека

Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось. В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести.

Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее. На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.

Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей. Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре. Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).

Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег. Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности. К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).

Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что к спорным ситуациям относится наезд на пешехода вне зебры. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком. Если она имелась, а автомобилист ею не воспользовался (отвлекся, растерялся и др.), то будет виновен в ДТП. Даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, то не понесет наказание за наезд. «Впрочем, отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу», – дополняет эксперт.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что водителю не получится себя полностью обезопасить. Ведь инспектор ГИБДД уже назначил ему штраф за непропуск пешехода. Теперь наказание будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью. При легкой или средней автомобилист может рассчитывать на лишение прав или штраф, а при тяжкой наступит уголовная ответственность. «Размер наказания зависит от поведения виновного (признание вины, возмещение вреда и др.) и мнения пострадавшего», – добавляет эксперт.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в первую очередь водитель получит лишение прав до 2 лет или арест до 15 суток за оставление места аварии по ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей при ДТП». Если пешеход обратится в полицию, то санкция будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью пешехода. «В любом случае отъезд с места ДТП станет отягчающим обстоятельством при назначении наказания автомобилисту», – обращает внимание юрист.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта. Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб. Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания.

Снёс знак, погнул отбойник, выломал столбик: как за это накажут водителя?

Автомобилисты нередко причиняют ущерб дорожной инфра­структуре: задевают столбики на парковках, сбивают дорожные знаки, царапают ограждения. И чаще всего решают, что проще уехать, чем разбираться. Хотя этого можно даже остаться без прав! Разбираемся, что делать водителю, если он повредил объект дорожной инфра­структуры, что за это будет и кто в итоге за всё заплатит.

Снёс забор или врезался в столб — это ДТП?

В ПДД прописан чёткий список признаков ДТП: в него входит повреждение не только машин, но и сооружений, грузов, а также причине­ние другого материаль­ного ущерба имуществу. И если водитель наедет на дорожное ограждение или отбойник, помнёт столбик на парковке, снесёт дорожный знак или врежется в фонарный столб — всё это дорожно-транс­портное происше­ствие. Даже если в инциденте не будут замешаны другие авто­мобили или пешеходы. А поскольку элементы дорожной инфра­структуры принад­лежат городу и различным гос­структурам, они считаются имуществом, и от ответ­ственности за их повреждение не уйти.

По схожей логике, если водитель случайно въедет в подъезд собственного дома или протаранит крыльцо магазина, то в страховой истории такое событие будет значиться как автомо­бильная авария. И чтобы оформить произошедшее, придётся вызвать инспекторов ГИБДД.

«После такого инцидента водителю следует действовать как при классическом ДТП: включить аварийную сигнали­зацию, выставить знак аварийной остановки, сфото­графировать обстоятель­ства и, на всякий случай, снять видео, — рекомендует специ­алист Европейской юридиче­ской службы Ореста Мацала. — Если создаются помехи другим участникам движения, то после фото- и видео­фиксации авто­мобиль нужно отогнать в сторону, но не уезжать с места аварии».

Место происшествия нужно фотографировать или снимать на видео с привязкой к другим объектам дорожной инфра­структуры — так, чтобы было понятно, где именно случилась авария. Хорошо, если на снимках будут видны названия улиц и номера домов. После чего нужно зафиксировать повреж­дения как на автомобиле, так и на объекте инфраструктуры. И ждать инспектора.

Сбил дорожный знак — тоже ДТП?

Да, повреждение дорожного знака — это тоже ДТП. Однако оно наклады­вает на водителя дополни­тельные обязатель­ства. Во-первых, повреж­дение знаков означает повышенную угрозу для пере­движения водителей. Например, если авто­мобилист случайно снесёт знак «кирпич», нужно по возмож­ности оградить других участников движения от проезда в запрещённом направ­лении. А если упавший знак мешает проезду, то после фиксации обстоя­тельств его нужно убрать с дороги.

Во-вторых, за повреждение знака преду­смотрено отдель­ное наказание. «Даже если вы выполните все условия, описанные выше, админи­стративная ответ­ственность всё же наступит и придётся заплатить штраф от 5 до 10 тысяч рублей — это преду­сматривает статья 12.33. КоАП “Повреждение дорог, железно­дорожных переездов или других дорожных сооружений”, — преду­преждают юристы из компании «Правокард».

Как накажут водителя за повреждение инфраструктуры?

Владельцы инфраструктуры вправе предъявить претензии о возмещении ущерба — стоимости дорожного знака или ограждения. Однако до дела доходит не всегда из-за бюро­крати­ческих сложностей — дорожные службы просто осуществляют ремонт в рамках текущих работ.

Если авария оформлена надлежащим образом, то и у водителя есть шанс обойтись без допол­нительных санкций. Как правило, подобные ДТП происходят по причине того, что водитель не справился с управле­нием. «В таком случае виновнику вменяют нарушение п. 10.1 ПДД, согласно которому водитель должен управлять авто­мобилем на такой скорости, чтобы контроли­ровать свой автомобиль, — уточнил юрист Мацала. — Но штраф за это не выписывают».

«С другой стороны, есть риск попасть под более серьёзную статью 12.33 КоАП “Повреждение дорожной инфра­структуры” со штрафом от 5 до 10 тысяч рублей, но лишь при условии, что повреждение дорожной инфра­структуры реально повлияло на безопас­ность дорожного движения», — добавляет юрист.

Поможет ли в возмещении ущерба ОСАГО?

Такое ДТП — тоже страховой случай, и все связанные с ремонтом расходы может покрыть полис ОСАГО, в пределах лимита 400 тысяч рублей. Если снесённый столб окажется дороже, то доплачи­вать придётся самому. И возмещать ущерб точно придётся само­стоятельно, если выяснится, что водитель был нетрезв. Страховщик произведёт выплату, но после этого направит водителю регрессный иск.

«Страховая компания может покрыть нанесённый ущерб, но пьяного водителя обяжут впослед­ствии возместить выплаченную компанией сумму. Если же у авто­мобилиста нет полиса ОСАГО, причинённый вред возмещается из собственных средств виновника также добро­вольно либо в судебном порядке», — уточнили юристы из «Правокарда».

Оценить потенциальный размер ущерба можно на сайтах произво­дителей знаков и других объектов инфраструктуры. К примеру, светофоры стоят порядка 20 тысяч рублей, оцинко­ванная стойка под знак — 5 тысяч, переносная опора для временных дорожных знаков — 3 тысячи, гибкие пластиковые столбики — 700 рублей за штуку, а один элемент «лежачего полицей­ского» — одну тысячу за резиновый и четыре тысячи рублей за композитный. Бетонные сегменты дорожных ограждений оцениваются в сумму от 20 до 30 тысяч рублей.

А если всё-таки уехать — ну поцарапал железку, разве это страшно?

Соблазн уехать с места ДТП, в котором пострадал личный автомобиль и простой железный столбик, слишком велик, но делать этого не стоит — такие действия будут расценены как оставление места аварии и могут привести к лишению прав. И если вы думаете, что никто не заметит, то это не так — аварию наверняка зафиксируют камеры и случайные свидетели. Не стоит полагаться и на слова прохожих о незначитель­ности ущерба.

Оставление места ДТП влечёт ответ­ственность по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ — лишение права управления на срок от года до полутора лет либо арест до 15 суток. При этом страховая компания, которая оплатит повреждение дорожной инфра­структуры, в этом случае может предъявить регресс к виновнику!

Простая ситуация: случайно повредил, например, ограждение на заправке, подошёл к сотруднику АЗС, чтобы разобраться, и получил ответ — ущерб незначитель­ный, можно уезжать. А через некоторое время — повестка в суд по вопросу лишения прав. Оказалось, что на заправку приехали руково­дители, посмотрели записи с камер и вызвали инспекторов ГИБДД, которые оформили протокол за оставление места ДТП.

Судам при разборе таких ситуаций одного заявления водителя о том, что ему разрешили уехать, будет недо­статочно. Разве что весь диалог запишет видео­регистратор, но и это вряд ли поможет. А шансы на то, что сотрудник АЗС приедет дать показания, ничтожны. Поэтому юристы советуют подстраховаться.

«В такой ситуации лучше всего взять расписку. В ней ответ­ственный сотрудник должен указать, что претензий у АЗС или, например, владельца помещения, нет, — посоветовал юрист Дмитрий Дугин. — Если потом те изменят своё мнение, у авто­мобилиста будет доказатель­ство, что он не скрывался».

Случайно или специально — есть разница?

Представить ситуацию, в которой водитель, например, сознательно сбивает бампером столбик дорожного ограждения, а потом вызывает ГИБДД, сложно. Доказать умысел в таких действиях трудно, а сам водитель едва ли признается. И если инцидент не повлёк причинения вреда жизни и здоровью потер­певшим, подробных разбира­тельств не будет, уверены юристы.

«Страховая компания обязана оплатить повреждения инфра­структуры в размере до 400 тыс. рублей без применения регресса к виновнику вне зависимости от умысла», — считает Мацала.

Но если гражданин просто вооружится ломом и решит очистить асфальт от надоевшего «лежачего полицей­ского» при свидетелях или в поле зрения камеры видео­наблюдения, то его действия точно будут квалифи­цированы по уже известной статье 12.33 КоАП «Повреждение дорожной инфра­структуры». За это ему грозит штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей с последующим возмеще­нием ущерба. И понятно, что страховой случай при этом оформить будет невозможно.

Сбил дорожный знак — штраф и последствия за испорченный указатель

Любые дорожные знаки, как нетрудно догадаться, являются объектами дорожной инфраструктуры. Поэтому в случае наезда на знак наступает административная ответственность — в КоАП предусмотрена статья с крупным штрафом. Более того, по результатам такого ДТП (а такие случаи относятся к категории дорожно-транспортных происшествий) объект инфраструктуры получает материальный ущерб, который, в соответствии с законодательством, должен возмещаться. Отсюда выливаются негативные последствия, возникающие при оставлении места происшествия.

  • Сбили знак на машине – что делать?
    • Если уехали с места ДТП
  • Что грозит за сбитые предметы инфраструктуры?
  • Кто возместит ущерб?
    • Если водитель был пьян или уехал
    • Если нет страховки
  • Если повреждено другое городское имущество
  • Кто починит автомобиль?
  • Знак сбит, но в ДТП виноват другой водитель

Сбили знак на машине – что делать?

Вне зависимости от знака, будь то стационарный или временный (в связи с дорожно-строительными работами), наезд в любом случае приравнивается к ДТП. Это же содержится в самом понятии данной аббревиатуры:

Дорожно-транспортное происшествие — это ситуация, произошедшая в период передвижения по дорогам общего назначения (пользования) транспортного средства и при его участии, итогом которой стало получение травм или наступление смерти, поврежден автомобиль или иное средство передвижения, при этом не обязательно принадлежащее виновнику аварии, а соответственно, любые сооружения и грузы получившие моральный убыток.

Так как собственником всех элементов дорожной инфраструктуры выступает коммунальная структура, то в ситуации с нанесением малых или масштабных повреждений имеет место материальный ущерб. В результате чего автовладелец, каким-то образом повредивший данный объект, обязуется отвечать за свои действия в соответствии с п. 2.6.1 ПДД, согласно которому водитель, допустивший нарушение, еще должен вызвать сотрудников ГИБДД в обязательном порядке. Но прибегать к такому обращению стоит только в том случае, когда знак ощутимо поврежден. Если материальный вред не нанесен, то в вызове дорожно-патрульной службы нет нужды и можно смело отправляться по своим делам.

Если уехали с места ДТП

В противном случае, когда знак серьезно пострадал и водитель скрылся, факт квалифицируется как оставление места ДТП со всеми сопутствующими обстоятельствами, в частности, оформлением материала по ч. 2 ст. 12.27 КоАП — лишение права на управление ТС на срок от 1 до 1,5 года или административный арест на 15 суток.

На этом не все — подобное поведение не в лучшем свете отразится при прохождении процедуры урегулирования нанесенного ущерба, о чем чуть ниже.

Что грозит за сбитые предметы инфраструктуры?

Водитель, в зависимости от своего положения, получит крупное взыскание. Второй абзац пункта 1.5 ПДД четко запрещает водителю наносить вред организованному дорожному движению любым способом. А дорожный знак — это то, что делает это движение организованным.

Поврежденные знаки, по мнению законодательства, создают повышенную угрозу для передвижения водителей. В таком случае ПДД предписывает водителям совершать все, что поможет в устранении любых угроз для прочих участников движения в связи с отсутствием указателя. Если это не представляется возможным, то задача — информирование прочих владельцев авто.

Следует обратить внимание, что действие по устранению угрозы не значит, что нужно просто убрать поврежденный знак с дорожного полотна. Хотя это тоже стоит сделать. Под безопасностью движения ПДД подразумевает урегулированность дорожного движения и всей инфраструктуры в целом. Более утрированно это будет выглядеть следующим образом. Если был сбит знак “пешеходный переход”, то нужно обеспечивать информированием всех водителей о наличии “зебры” на их пути, пока не приедет дорожная полиция.

Но это не отменяет самого факта наезда на элемент, образующий организации ДД, даже в случае, когда условия по соблюдению вышеизложенных обязанностей выполнены.

Сумму штрафа за повреждение знака определят статья 12.33 КоАП, в соответствии с которой повреждение технических средств организации дорожного движения повлечет за собой административный штраф на гражданское лицо размером от 5 000 до 10 000 т. р; на должностное лицо — 25 000 т. р; на юридическое лицо — 300 000 т. р.

Кто возместит ущерб?

Страховая компания или сам водитель — в зависимости от ситуации.

Как было отмечено выше, наезд на дорожный знак признается дорожно-транспортным происшествием только в том случае, когда техсредство, участвующее в организации дорожного движения, получило материальный урон. К примеру, если после наезда возникает необходимость в установке нового основания под указатель. Это очевидные материальные потери для городской инфраструктуры и муниципального имущества.

При отсутствии полиса страхования гражданской ответственности ущерб взыскивается в судебном порядке. Пострадавшую сторону в таком случае представляют профильные управления администрации города. Например, для г. Москвы это ГКУ “ЦОДД Правительства Москвы”. В пользу таких организаций и возвращается материальный ущерб.

В случае, когда на автомобиль оформлено ОСАГО, переживать не стоит: весь учиненный дорожному знаку вред будет покрыт страховой компанией в пределах страховой суммы (400 т. р. на покрытие материального ущерба), чего в любом случае должно хватить вне зависимости от статуса водителя. Однако для того чтобы получить помощь от страховой, необходимо соблюдать три условия:

  1. Полис ОСАГО должен действовать в период совершения аварии.
  2. Водитель должен соблюдать обязанность по вызову сотрудников ГИБДД и проследить за корректностью оформления материалов ДТП.
  3. Водитель не должен пребывать в состоянии опьянения на момент совершения наезда.

Если водитель был пьян или уехал

Если водитель в период столкновения был в нетрезвом состоянии или же сбил знак и скрылся с места ДТП, то страховая компания также возьмет на себя обязанность по покрытию нанесенного ущерба, но она имеет право на регрессное требование с виновника аварии: водителя обяжут возместить выплаченную компанией сумму (ст. 14 ФЗ № 40), добровольно либо в судебном порядке.

Если нет страховки

В ситуации, когда водитель пренебрег оформлением обязательного полиса ОСАГО, весь нанесенный вред имуществу возмещается из собственных средств виновника в соответствии со статьей 1064 ГК. Если водитель откажется от самостоятельного решения вопроса, город будет вынужден взыскать убыток через суд.

Сумма материального ущерба рассчитывается индивидуально, опираясь на сметный расчет, который составляется соответствующим профильным управлением: в каком-то случае можно обойтись небольшим косметическим ремонтом, а где-то придется монтировать весь знак заново.

Таким образом, замена сломанного знака и его основание обойдутся водителю ориентировочно от 8 до 11 т. р., в зависимости от места пребывания. К примеру в г. Санкт-Петербурге в 2019 году данная процедура стоила 8675 р.

Если повреждено другое городское имущество

В целом повреждение элементов городского устройства влечет аналогичные последствия, но в зависимости от того, какой конкретный предмет получил урон. Условно элементы, которые могут быть повреждены водителем, разделяются на 2 категории:

  • техническое средство организации ДД;
  • объект, участвующий в образовании инфраструктуры города.

Помимо дорожных знаков, в категорию технических средств входят:

  • поврежденный при ДТП светофор;
  • светофорная колонна;
  • выносной пульт управления;
  • дорожный контролер;
  • шкаф связи;
  • щит индивидуальной конструкции и любой иной объект, непосредственно задействованный в организации ДД.

Объектом городской инфраструктуры считается:

  • фонарь;
  • шумозащитный экран;
  • столб ЛЭП;
  • рекламный столб;
  • забор, ограждение;
  • природные насаждения и т. д.

Данный список не участвует в организации ДД, соответственно штраф по КоАП за аварию с участием этих элементов не предусмотрен. Однако это не означает, что дорожно-транспортного происшествия не было — материальный вред имуществу нанесен, и по этой причине водитель обязан вызвать сотрудников ДПС.

Ниже указана смета с примерными ценами на городское имущество и его установку в 2020 году:

Знак, светофор, ограждение

Декоративные устройства освещения

Стандартные устройства освещения

Опора ЛЭП

Кто починит автомобиль?

Полис ОСАГО обеспечивает компенсацию потерпевшей стороне, однако стоит помнить, что гражданское страхование защищает только ответственность водителя при участии в ДД, а не сам автомобиль. Но не стоит применять подобную аналогию к полисам КАСКО, которые призваны охранять материальную целостность авто. Вне зависимости от виновности стороны ДТП — владельца или другого лица — важным является лишь тот факт, что транспортное средство получило повреждения и это действительно страховой случай.

Означает ли это, что страховой компании неважно, виноват оформитель полиса или же кто-то другой? Нет. Произошедшую аварию признают страховым случаем только тогда, когда нанесение ущерба водителем было по причине неосторожного вождения. Например, когда водитель потерял управление и врезался в забор. Если же лицо преднамеренно разбивает авто, то рассчитывать на страховую выплату не стоит.

Знак сбит, но в ДТП виноват другой водитель

При возникновении ситуации, в которой вы наехали на дорожный указатель, повредив его и свое авто по причине избежания столкновения с другим участником ДД, следует немедленно вызвать сотрудников ДПС. Сотрудники при составлении протокола должны отметить вас в качестве пострадавшего лица. Нелишним будет отметить для себя данные виновника и принять участие в осмотре места аварии.

Для получения страховой выплаты за нанесенный урон необходимо узнать, какая страховая компания выдала полис на автомобиль виновника, и переписать необходимые данные. Далее подается заявление о страховом случае. После чего вам и муниципалитету будут выплачены страховые.

Наезд на дорожный знак не самое тяжелое, но полноценное ДТП. Порядочное отношение к своим водительским обязанностям поможет выйти из ситуации. А игнорирование всех законных требований может обернуться потерей водительского удостоверения.

Сбил дорожный знак и уехал: что грозит?

Дорожный знак, независимо от информации, о которой он оповещает, является частью инфраструктуры. За наезд, повреждение таблички предусмотрена административная ответственность со штрафными санкциями. Штраф за сбитый дорожный знак может отличаться в зависимости от ситуации, законодательных норм и других нюансов.

Что нужно делать, если сбил дорожный знак?

Не имеет значения, по какой причине произошел наезд – ситуация будет расцениваться сотрудниками дорожной службы как ДТП. Прямым владельцем знака считается коммунальная структура, поэтому любые повреждения табличек будут расценены как причинение материального ущерба. Если автолюбитель каким-либо образом повредит табличку, ответственность будет предусматриваться п.2 правил движения.

Виновнику необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, составить протокол. Принимают во внимание, что подобные действия необходимо выполнить, если причинен крупный ущерб – погнут столб, табличка. Если же видимого материального вреда нет, в вызове ГИБДД нет необходимости.

Если водитель покинул место ДТП, оставил знак поврежденным и не обратился в инспекцию, вид наказания будет строгим. Отягощающие обстоятельства, поведение автолюбителя – ответственность будет предусматривать лишение водительских прав на срок до полутора лет или арест на 15 суток. Именно по этой причине стоит отрегулировать ситуацию на месте с участником дорожной инспекции, а не покидать место происшествия.

Штраф за сбитый дорожный знак

Правила дорожного движения запрещают наносить вред знакам, нарушать организацию движения по дороге. Повреждение табличек относится к таковым нарушениям – значок, который в результате аварии был демонтирован, ухудшилась видимость таблицы на развилке или в другом месте, может стать причиной крупной аварии, привести к ущербу жизни, имуществу. Водителю необходимо предпринять любые меры для того, чтоб сделать участок дороги безопасным, оповестить участников движения о возможной угрозе.

Нужно убрать поврежденную табличку с дороги, до приезда полицейских регулировать движение самостоятельно. Например, если из-за аварии был поврежден значок пешеходного перехода, стоит оповещать проезжающих водителей о наличии зебры впереди до момента, пока на место не прибудет полиция. При этом действия водителя не отменяют штрафа, который в таком случае может составлять от 5 тыс. руб. до 300 тыс. руб., если нарушителем окажется юридическое лицо.

Кто возмещает ущерб за сбитый дорожный знак?

В зависимости от ситуации, возмещение ущерба ложится на:

  • страховую компанию, если у виновника ситуации имеется полис ОСАГО. Страховка покрывает ущерб в размере до 400 тыс. руб. Этого хватит, независимо от ситуации, тяжести повреждения таблички или других факторов;
  • водитель, если полиса нет или срок его действия вышел. Автолюбителя обяжут оплатить штраф в судебном порядке, возместить вред, причиненный муниципальному имуществу или инфраструктуре.

Несмотря на ситуацию, действия водителя и характер ущерба, стоит учесть некоторые нюансы. Например:

  • в момент наезда водитель должен быть трезвым, не находиться в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
  • срок действия страховки в момент аварии должен быть актуальным;
  • автолюбитель должен в обязательном порядке вызвать дорожную инспекцию, проследить за составлением материалов для ДТП.

Если водитель, который был в состоянии алкогольного опьянения, снес знак и уехал, страховка может покрыть ущерб, другие издержки. Однако за страховой компанией сохраняется право потребовать регресса средств, если в ходе разбирательств будет доказано, что водитель был пьяным.

Наказание за сбитый дорожный знак и другой объект инфраструктуры

Таблички, размещенные на дорогах и других участках для движения машин, могут служить средствами организации движения, быть частью городской инфраструктуры. К знакам ДД относят:

  1. Светофоры, светофорные колонны.
  2. Контроллеры и выносные пульты управления.
  3. Индивидуальные щиты.
  4. Шкафы и другие устройства для связи.

При этом к городской инфраструктуре относят столбы с бигбордами, заборы и ограждения, шумоподавляющие экраны, фонари. Например, за повреждение стандартного светофора размер штрафа будет составлять 25 тыс. руб., если при аварии было повреждено основание осветительного устройства – компенсация может превышать 100 тыс. руб.

Кто будет отвечать за ремонт машины?

Если в результате происшествия транспортное средство получило повреждения, это будет расцениваться как страховой случай. ОСАГО страхует автогражданскую ответственность, КАСКО – покрывает ущерб автомобилю. Не имеет значения, выступает ли водитель пострадавшим или виновником в ситуации, важно доказать что, причиненный ущерб был непреднамеренным.

Страховые фирмы тщательно проверяют подобные случаи – автолюбитель может специально наехать на ограждение, другой элемент инфраструктуры с целью получить компенсацию. Если водитель сможет доказать, что действие были случайным, авария возникла из-за неосторожности, выплаты будут компенсировать ущерб.

Кто виноват в ДТП?

Водитель может врезаться в дорожный знак с целью избежать крупного столкновения с другими машинами, транспортными средствами. По приезду дорожной инспекции необходимо тщательно описать ситуацию, рассказать, где находились машины в момент столкновения, почему произошла авария. Исходя из ситуации, водитель, наехавший на табличку, будет считаться не виновником, а пострадавшим.

После подробного выяснения обстоятельств, проверки документов и корректного составления бланков для ГИБДД, нужно составить заявку на выплату материальной компенсации. Пострадавшему стоит переписать информацию из полиса виновника, уточнить название страховой компании, другие данные. В результате разбирательств компенсацию муниципалитету, конкретному человеку будет выплачивать виновная сторона через страховку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: