Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах в 2021 году?

Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?

Сегодня, 2 октября 2021 года, на законодательное регулирование размеров колодцев и ям на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и дороги. Требования к допустимому состоянию эксплуатации в условиях безопасности дорожного движения». Этот ГОСТ заменил аналогичный устаревший документ 1993 года и актуален сегодня.

  1. Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?
  2. Как и с кого взыскать ущерб в 2021 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?
  3. Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?
  4. По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?

Статья обновлена ​​28.10.2019, после вступления в силу Р 50597-2017 взамен устаревшего.

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах установлены ГОСТом в его разделе 5.2 требований к состоянию дорожного покрытия и их эксплуатационным характеристикам. Все, что вам необходимо знать об этом, поясняется в таблице 5.3 этого правового акта. Но простому автомобилисту разобраться в этом моменте, ох, как это сложно!

Вот как выглядит только часть этого, относительно обыкновенного колодца:

Раньше для всех ящиков было простое ограничение:

3.1.2 Предельные размеры отдельных населенных пунктов, ям и т.д. Не должны превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину.

Если яма больше хотя бы по одному из параметров, она не соответствовала старому ГОСТу. Все недостатки дорог в новинке делятся на следующие:

ямы, просадки (колодцы) и проломы,

такие же повреждения, но с учетом требований на участке дороги длиной 100 метров,

смещения и волны,

отклонения крышки люка, рейки…

Но самое главное, все это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автомобилист на месте определить не сможет.

Как и с кого взыскать ущерб в 2021 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?

Если вы прокололи колесо, подвеску или повредили другие детали кузова и автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, вы можете взыскать ущерб с дорожных служб, ответственных за этот участок дороги. Как это сделано?

все очень просто!

1. Во-первых, не забудьте поставить знак аварийной остановки, включить знак опасности. Это ДТП согласно п. 1.2 ДТП (определение ДТП), поэтому здесь вы должны следовать всем инструкциям Правил в случае ДТП.

2. Измерьте чем-нибудь размер ямы, чтобы убедиться, что он не соответствует ГОСТу. Если у вас нет с собой рулетки, линейки или других измерительных инструментов, вы можете использовать любой лист формата А4 — подойдет полис ОСАГО, который вы должны всегда носить с собой. Его размеры 29,7 × 21 см, но на месте точно установить, соответствует ли яма ГОСТу, не зная типа дороги, не удастся. Поэтому перейдем к следующему пункту.

3. Далее вам следует позвонить в полицию для регистрации ДТП. Кроме того, последний может и имеет право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и явиться в отделение полиции для регистрации ДТП. В этом случае сделайте снимок ямы самостоятельно, чтобы потом точно определить ее размер. Например, положите несколько листов формата А4 на одну сторону ямы, чтобы было видно, что она длиннее / шире / выше того размера, который вы обнаружите позже. Также укажите результаты измерения ямы на диаграмме.

Однако лучше настоять на прибытии сотрудников полиции на место происшествия. Для этого укажите, например, что у вас нет с собой ничего, чтобы сфотографировать место происшествия, ни ручки, ни бумаги для рисования схемы и измерительных инструментов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГАИ могли сами замерить яму. Измерения сотрудников ГАИ в будущем могут иметь большее значение для доказательства вины дорожных операторов.

И здесь, по итогам прибытия ГИБДД, дальнейшая перспектива возмещения ущерба просматривается в соотношении 50/50. В пояснениях к ДТП очень важно указать, что вы вели машину, не превышая скорости, учитывая характер дорожного покрытия и не нарушая правила дорожного движения.

Дело в том, что в этих случаях инспекторы очень любят обвинять вас в ДТП, записывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 Правил дорожного движения, который предписывает водителю вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленное значение, но также с учетом погодных условий и состояния дорожного покрытия… Это предыдущий пункт: это означает, что если вы въезжаете в яму, вы просто не выбрали требуемую скорость согласно 10.1 ПДД. И здесь логика ГАИ вполне очевидна. Но водителю не всегда пишут нарушение.

Однако вы можете обратиться к тому же ГОСТу для размеров ящиков, только к немного другому параграфу — 5.2.4, в котором говорится следующее:

5.2.4 Поверхность проезжей части не должна иметь дефектов в виде ям, просадок, изломов, выбоин и других повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляется в сроки, указанные в таблице 5.3.

То есть, при движении с разрешенной скоростью (что означает именно скорость, разрешенную знаком или Правилами дорожного движения), ничто не должно препятствовать такому движению, что противоречит параграфу 10.1 ПДД, что означает, что вина лежит на яме, которая он препятствовал движению с разрешенной скоростью, не вашей.

Кроме того, убедитесь, что все видимые повреждения указаны в свидетельстве о несчастном случае, и, если повреждение серьезное, сделайте отметку о том, что могут быть скрытые повреждения.

4. Ответственность за ущерб лежит на тех, кто обязан поддерживать эти дороги в рабочем состоянии. Вот что нам говорит Федеральный закон о безопасности дорожного движения»:

Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

2. Лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, обязаны обеспечивать соответствие состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

После регистрации ДТП необходимо выяснить, к какой дорожной службе относится дорога с выемкой, которую вы въехали, а какая, возможно, не соответствует ГОСТу. Это могут сделать сами сотрудники ГАИ. Но для этого также нужно приложить усилия. Достаточно написать в пояснительной записке об обстоятельствах ДТП, а также ходатайство о проведении административного расследования для установления типа дороги (чтобы точно определить, что яма не соответствует ГОСТу) и сервис обслуживающий его участок дороги.

Можно написать прямо так дословно: «Прошу провести административное расследование для установления дорожной организации, ответственной за этот участок дороги, установить тип дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и сообщить мне результаты расследования на указанные контакты «. И укажите контакты.

5. Далее при оформлении документов о ДТП необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом, даже в маленьком городке. По результатам экспертизы вы получите документы, подтверждающие размер ущерба от опытной организации. Это обойдется вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от цены такой опытной организации.

6. Когда документы ГИБДД готовы, проведено расследование и выявлена ​​дорожная служба, необходимо сделать копии акта ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебный запрос на добровольную оплату ущерб вам в разумные сроки (5-20 дней), согласно оценке, также прилагая реквизиты счета. Необходимо отправить письмо на юридический адрес дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

7. Если претензия не была удовлетворена в срок, необходимо подать иск.

Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?

Нет. По ОСАГО от повреждений застрахована не ваша машина и не вы. ОСАГО страхует гражданско-правовую ответственность вашего двигателя, то есть вашу вину в случае аварии. Поэтому обращаться в свою страховую компанию, если вы попали в яму не по ГОСТу, бесполезно, а дорожные организации, конечно, не застрахованы по ОСАГО.

По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

Список таких причин, к сожалению, довольно обширен, и некоторые из них указаны в инструкции выше. Чаще всего в 2021 году те, кто попадает в яму, размеры которой не соответствуют ГОСТу, терпят поражение из-за того, что ГИБДД признает их виновными в ДТП, приписав нарушение пресловутого п. 10.1. ПДД.

Но есть еще одна тонкость автомобильного закона. Тот же ГОСТ Р 50597-2017 появился не так давно, и новых решений в судебной практике до сих пор нет. Но, видимо, старый ГОСТ не имел юридической силы, просто еще не все суды это знают.

В частности, Верховный Суд РФ постановил отменить жалобу одного из юристов города Казани на том основании, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры котлованов, не был опубликован даже в официальном публикаций или деклараций нормативных актов, больше нигде, но без этого, согласно закону, он сам по себе не является законодательным актом и, следовательно, не имеет юридической силы. Между тем нижестоящие суды обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но они не обязаны принимать точно такие же решения).

Кроме того, существует еще такой законодательный акт, как Федеральный закон от 25 декабря 2006 г. 257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 28 которой предусматривает право участников дорожного движения на взыскание убытков с дорожных служб:

Участники дорожного движения имеют право:

2) получать компенсацию за ущерб, причиненный своей жизни, здоровью или имуществу при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог в связи с нарушением требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов субъектами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

ГОСТ на ямы: госстандарты в сфере безопасности движения могут стать обязательными

Министерство внутренних дел предлагает сделать государственные стандарты (ГОСТы) и строительные нормы и правила (СНиПы) обязательными. Пока что они носят только рекомендательный характер. Правда, перемены могут коснуться только сферы обеспечения безопасности дорожного движения. Проект постановления размещен на портале проектов нормативных актов.

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, потому что такая ситуация является дорожно-транспортным происшествием. После этого нужно взять у полицейских справку о ДТП. В случае, если автомобиль застрахован по каско, надо обратиться в свою страховую компанию, где вам выплатят компенсацию. Если же каско нет, то следует воспользоваться услугами независимой страховой компании или оценщиков. Они установят повреждения и высчитают стоимость ремонта. После этого пишется досудебная претензия, к которой прилагается справка о ДТП. С этими документами надо обратиться в организацию, на балансе у которой находится дорога (это может быть администрация вашего города, округа или района). Дальше есть два варианта: либо ведомство признает претензию и выплатит компенсацию, либо откажет в письменной форме. Во втором случае придется обращаться в суд. По словам автомобильных юристов, Фемида встает на сторону водителя в 90% случаев.

В перечне стандартов, которые могут стать обязательными к исполнению, есть требования к состоянию дорожного покрытия, ограждений, светофоров, знаков, разметки и наружной рекламы вдоль трасс. Помимо этого, в список входят средства для обеспечения безопасности движения пешеходов с нарушениями зрения и слуха, а также обеспечение доступности зданий и сооружения для маломобильных граждан (отдельные главы документа регламентируют парковки для людей с инвалидностью).

В пояснительной записке к документу сообщается, что сейчас ГОСТы и СНиПы относятся к документам, которые применяются на добровольной основе. Эту информацию ТАСС подтвердили и в Росстандарте. Правда, в ведомстве подчеркнули, что речь идет о тех нормах, которые не указаны в технических регламентах России и Таможенного союза. Они обязательны уже сейчас.

“Калабашкой” по “нестандартам”

В числе предписаний есть и ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”. Этот документ в народе называют “ГОСТ на ямы”, потому что именно он регулирует максимальные размеры повреждений дорожного покрытия на дорогах. Выбоины не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см, а глубине — 5 см. Кроме того, на 1000 кв. км должно быть не больше трех таких дефектов. Правда, в весенний период, когда температура воздуха регулярно “скачет через ноль” (то есть ночью уходит в минус, а днем прогревается до плюса), допускается семь выбоин. Причем ямы должны быть заделаны не позже чем через 10 суток после появления дефекта.

По данным проекта “Общероссийского народного фронта” (ОНФ) “Дорожная инспекция/Карта убитых дорог”, в ненормативном состоянии находятся больше 5 тыс. км российских трасс — среди них как междугородние шоссе, так и городские улицы. Активисты ОНФ проверяют состояние покрытия при помощи “калабашки” — деревянного бруска, габариты которого вписываются в ГОСТ. Если выбоина больше норматива, “фронтовики” отмечают дорогу на специальной карте. Поставить неудовлетворительную оценку покрытию может любой человек — достаточно сфотографировать ямы и прислать фото через интернет-сервис.

Полмиллиона за яму

Первый зампред комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что признание ГОСТов обязательными может улучшить безопасность российских дорог: “Сейчас эти стандарты носят добровольный характер применения. Но какой же это стандарт, если он добровольный? Его могут выполнять, могут не выполнять. А ведь это стандарты, касающиеся дорожной безопасности, от этого зависит количество ДТП, жизни и здоровье наших сограждан”.

По словам Лысакова, введение обязательных требований вкупе с поправками в Кодекс об административных правонарушениях позволит штрафовать дорожные службы и владельцев трасс на существенные суммы — до полумиллиона рублей: “Сейчас ГИБДД выписывают предписания в орган о том, что надо отремонтировать дорогу. Но эти предписания остаются нереализованными, не принимаются в работу. В том числе это происходит из-за необязательности требований госстандартов. Мы недавно приняли закон, который позволит штрафовать за невыполнение предписаний на сумму до 500 тыс. рублей”. По мнению депутата, это будет мотивировать дорожников на более ответственное отношение к своей работе.

Устранение симптомов

Другого мнения придерживается председатель общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин. По его словам, состояние дорог напрямую зависит от финансирования, а не от ГОСТов. В качестве примера он приводит содержание и ремонт федеральных магистралей. Уже 10 лет средства на эти цели закладываются в бюджет автоматически. В результате сеть находится в нормативном состоянии на 70 процентов. Такая же или даже лучшая ситуация в Москве и еще нескольких городах, где в бюджете есть деньги на ремонт и содержание улиц. “Но у большинства регионов денег на нормативное содержание и ремонт дорог нет, они в бюджете не предусмотрены”, — считает Блинкин. По его словам, такая ситуация приводит к тому, что дорожники устраняют симптомы, а не “лечат” причину плохого состояния дороги: “У администрации нет денег на капремонт, на организацию нормального водоотвода с дороги. Поэтому делают заплатку, которая через два-три месяца отвалится, и на дороге снова будет яма”.

Кроме того, по словам Блинкина, если город ремонтирует дорогу, то подрядчик дает на нее гарантию и устраняет дефекты за свой счет. “Проблема в том, что во многих городах таких подрядчиков нет”, — сказал Блинкин.

Требуйте компенсации

Автоюрист центра “Автоликбез” Дмитрий Славнов сомневается, что введение обязательных ГОСТов приведет к массовому улучшению качества дорог в России. “Вряд ли все изменится. Может, и заделают крупные ямы, а маленькие останутся”, — считает Славнов.

В то же время он сказал, что уже сейчас автомобилисты вправе требовать компенсацию за поврежденную по вине дорожников машину. Причем Славнов настаивает на том, что это не только право, но и обязанность автолюбителей: “Если автовладелец попал в яму и повредил свой транспорт, то он не просто может, он обязан потребовать возмещение от подрядчика, который занимался ремонтом дороги. Правильная позиция именно такая: я должен обратиться, и мне должны выплатить компенсацию. Это не вина водителя, что он попал в яму, это вина дорожных служб, которые положили асфальт не по стандарту”.

При этом юрист полагает, что если из-за плохого состояния дороги произошло ДТП, то виновнику сложно будет привлечь подрядчиков к ответственности. В Правилах дорожного движения существует пункт 10.1, который требует от водителя выбирать скорость, исходя из дорожных и погодных условий, а при возникновении опасности — тормозить. “Если водитель увидел яму и попытался увильнуть, объехать ее, и при этом он задевает другую машину — это его вина. Доказать, что он “уходил” именно от ямы, будет сложно”, — уверен Славнов.

Новый ГОСТ и изменения в Правила дорожного движения

В России с 01 апреля 2020 года вступил в силу Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств” (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст).

Указанный ГОСТ устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.

В Правила дорожного движения изменения пока не внесены, но проект изменений находится в стадии общественного обсуждения.

Итак, кратко об основных изменениях.

Новый ГОСТ определяет временные технические средства организации дорожного движения как комплекс устройств, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги в течение периода, вызвавшего необходимость временного изменения организации дорожного движения.

Определено значение знака переменной информации. ЗПИ – техническое средство организации дорожного движения, предназначенное для отображения дорожных знаков, за исключением знаков индивидуального проектирования.

Введено понятие конструктивно выделенной разделительной полосы – элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств, выделенный с помощью одного или нескольких следующих элементов обустройства: дорожными ограждениями, бордюрным камнем, направляющими устройствами, противоослепляющими экранами, а также газоном и обозначенный линиями разметки 1.2. (номера разметки по ГОСТ Р 51256-2018).

ГОСТ вводит определение динамического прогиба дорожного удерживающего бокового ограждения (прогиб) – наибольшее горизонтальное смещение лицевой поверхности ограждения в поперечном направлении относительно лицевой поверхности недеформированного ограждения при наезде на него транспортного средства (автомобиля).

Интересен п. 5.1.19:

Временные дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, 8.23 с желтым фоном, применяют в течение периода, вызвавшего необходимость временного изменения организации дорожного движения. При этом знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, выполненные на белом фоне, закрывают чехлами, исключающими возможность прочтения изображения знаков, или демонтируют.

Вводятся новые дорожные знаки.

Изменена версия дорожного знака 1.35.

Знак 1.35 “Участок перекрестка” устанавливают перед перекрестком, на котором нанесена разметка 1.26.

В проекте Постановления Правительства РФ “О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации” предусматривается введение нового знака – 3.34. Движение автобусов запрещено (ранее применялся во время проведения ЧМ по футболу). Введён и в ГОСТ Р 52290-2004.

Введены в ГОСТ дорожные знаки 5.14.2 «Полоса для велосипедистов» и 5.14.4 «Конец полосы для велосипедистов» (ранее в ПДД введены Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 № 221).

Знак 5.14.2. “Полоса для велосипедистов” применяют для обозначения полосы проезжей части, по которой разрешено движение велосипедистов и мопедов.

Введены “экологические” дорожные знаки:

5.35 “Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств” и 5.37 “Зона с ограничением экологического класса по видам транспортных средств”

5.36. Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств.

5.38. Конец зоны с ограничением экологического класса по видам транспортных средств.

Изменения коснулись и обозначения дорожными знаками велосипедной зоны: иная нумерация и стилистика.

5.39. “Велосипедная зона“. Место, с которого начинается велосипедная зона.

5.40. “Конец велосипедной зоны“.

В правой нижней части дорожного знака 6.4 допускается указывать платность парковки по аналогии со знаком 8.8 и предназначение парковки (парковочного места/мест) по аналогии со знаком 8.17 «Инвалиды».

6.4 Парковка (парковочное место)

Знак 6.13 “Километровый знак” применяют для указания расстояния от начального пункта дороги (по ее титульному наименованию) до места его установки, а также обозначения каждого километра дороги.

Допускается устанавливать знак 6.13 с наименованием организации – владельца соответствующей дороги.

В проекте Постановления Правительства РФ “О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации” предусматривается введение нового знака 6.22. Фотовидеофиксация.

6.22 «Фотовидеофиксация». Обозначает места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения».

Знак 6.22 устанавливают заблаговременно до зоны контроля работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи фиксации нарушений правил дорожного движения: вне населенного пункта на расстоянии 150-300 м; в населенном пункте со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25 «Начало населенного пункта».

В случае необходимости знак 6.22 применяют с табличками 8.1.1 и 8.1.3, 8.1.4.

Знак 7.14.1 “Пункт таможенного контроля” применяют для информирования участников дорожного движения о пунктах таможенного контроля, на которых контролируются перевозки товаров грузовым транспортом, если на указанных транспортных средствах перевозят товары, находящиеся под таможенным контролем.

Знак 7.14.2 “Пункт транспортного контроля” применяют для информирования участников движения о пунктах транспортного контроля, на которых контролируют международные автомобильные перевозки, осуществляемые грузовыми автомобилями и автобусами, а также пунктах, на которых осуществляют весовой и габаритный контроль.

7.21. Автозаправочная станция с возможностью зарядки электромобилей.

Ужесточены требования к перечню объектов, указываемых на информационных знаках. Разрешено указывать аэропорты, многофункциональные комплексы сервиса, из перечня объектов исключены «производственные и торговые предприятия». Перечень объектов сервиса ограничен исключением словесного оборота «и т.п.».

Уточнены правила дублирования и повторения дорожных знаков. В частности, в целях обеспечения видимости дорожного знака «Обгон запрещен» введено его обязательное дублирование на всех дорогах.

Изменены правила отмены действия знаков 3.27 – 3.30, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств.

Упразднена связь зоны действия знаков 3.27 – 3.28 с соответствующими линиями разметки 1.4 и 1.10.

При одновременном применении знаков 3.29, 3.30 на противоположных сторонах проезжей части с 21 до 24 ч (время перестановки) разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части.

Ранее время перестановки определялось с 19.00 по 21.00 ч.

Если ранее зона действия знака 3.27 «Остановка запрещена» могла быть сокращена путем установки информационного знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» и таблички 8.2.1, совместно указывающих на разрешенное место парковки транспортного средства, то с 01.04.2020 – и без таблички 8.2.1.

Установлен запрет на применение знаков приоритета особой формы 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 на прямоугольных щитах.

Введены новые и изменены некоторые знаки дополнительной информации.

Изменения коснулись и дорожной разметки. В частности, введена дорожная разметка 1.14.3.

Разметку 1.14.3 применяют для обозначения диагональных пешеходных переходов на регулируемых перекрестках.

Разметку 1.17.1 применяют для обозначения остановок маршрутных транспортных средств и стоянок транспортных средств, используемых в качестве легковых такси.

Протяженность разметки определяют с учетом числа одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств, но не менее длины посадочной площадки.

Разметку 1.17.2 применяют для обозначения остановок трамвая при прохождении путей посередине проезжей части и отсутствии приподнятой площадки у рельсов. Разметку 1.17.2 наносят вначале и в конце остановочного пункта поперек проезжей части от тротуара до ближайшего к нему рельса или от разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.

Введены новые правила обозначения границ платных парковок разметкой 1.7 синего цвета.

Введена возможность пересечения в одной фазе светофорного цикла транспортных и пешеходных потоков при низких значениях их интенсивностей, с установкой информационных световых секций под транспортными светофорами для информирования водителей транспортных средств о наличии такого конфликта.

Информационные световые секции (ИС) устанавливают непосредственно под транспортным светофором, по разрешающему сигналу которого возможно пересечение поворачивающих транспортных средств с пешеходами, движущимися по пешеходному переходу на разрешающий сигнал пешеходного светофора.

Разработаны правила применения тросовых ограждений и их аналогов на различных дорогах и в том числе по оси проезжей части четырех-, трех- и двухполосных дорог, на которых до установки таких ограждений разделительной полосы не было.

Регламентирован порядок применения ограничивающих пешеходных ограждений. Введено допущение не продлевать такие ограждения после остановок маршрутных транспортных средств, расположенных возле перекрестков или выездов с прилегающих территорий, а также не устанавливать эти ограждения при наличии газона, отделяющего проезжую часть от тротуара, шириной более 1 м или при наличии сплошной посадки кустарника.

По направляющим устройствам раздел приобрел вид отсылочного раздела на межгосударственные стандарты. Если в межгосударственных стандартах все места установки направляющих устройств (сигнальные столбики, световозвращатели) являются рекомендательными, то ГОСТ Р 52289-2019 требует их обязательной установки в этих местах при соответствующих условиях.

Новшеств, как видим, предостаточно. Ожидается, в ближайшее время соотвествующие изменения будут внесены в Правила дорожного движения.

“ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения” (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221)

от 11 октября 1993 г. N 221

Дата введения 1 июля 1994 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ И УЛИЦЫ

К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ, ДОПУСТИМОМУ ПО УСЛОВИЯМ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Разработан Научно-исследовательским центром Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГАИ МВД России), Научно-производственным объединением “РосдорНИИ”, Московским автомобильно-дорожным институтом, Государственным дорожным научно-исследовательским институтом “СоюздорНИИ”, Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, Министерством транспорта Российской Федерации.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 “Безопасность дорожного движения”.

3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.93 N 221.

4. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

– до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;

– с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:

группа А – автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

группа Б – автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;

группа В – автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах – улицы и дороги местного значения;

категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах – по СНиП 2.07.01.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты, строительные нормы и правила, инструкции:

– ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия

– ГОСТ 13508-74 Разметка дорожная

– ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

– ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры

– ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

– СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

– СНиП 2.07.01-89 Планировка и застройка городских и сельских поселений

– СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

– ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР)

– Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов (утверждена Министерством путей сообщения СССР 19.08.91, согласована Министерством автомобильных дорог РСФСР 17.09.90 и МВД СССР 12.02.91).

3. Требования к эксплуатационному состоянию

автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других

Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

3.1. Покрытие проезжей части

3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.

Группа дорог и улицпо их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Повреждения на 1000 кв. м покрытия, кв. м, не более

Сроки ликвидации повреждений, сут., не более

Примечания. 1. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.

2. Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.

3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.

3.1.3. Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2

3.1.4. Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 – шиной, имеющей рисунок протектора .

Значения коэффициента сцепления приведены для условий его измерения прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-83).

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Состояние покрытия по ровности

Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более

Дорога, яма, ДТП. Что такое «яма» с точки зрения права и важны ли ее размеры?

К сожалению, действительность сегодня такова, что несмотря на технический прогресс, рост научных открытий и развитие технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, от ДТП в результате попадания в яму на дороге, к сожалению, никто «не застрахован». Особенно количество таких опасностей возрастает весной. Даже существует такая распространенная шутка, что у нас весной вместе со снегом с дорог исчезает и асфальт.

Алгоритм действий

Так что же делать, если такая участь все-таки настигла, и вы попали в ДТП из-за ямы? Технология действий не нова, и большинство юридических и адвокатских сообществ предлагают примерно один порядок:

1. Вызываем ГИБДД. Прибывший на место патруль ДПС обязан оформить данное ДТП, составить схему ДТП, произвести замеры ямы. Важно, чтобы яма была обязательно указана в схеме ДТП. Обращаю внимание, что оформление по европротоколу здесь не подходит.

2. После проведенных замеров, инспектор (как правило это инспектор дорожного надзора) составляет Акт выявленных недостатков в содержании дорог, в котором отражает место нахождения указанной ямы, ее размеры, а также время, дату и место составления Акта. Данный Акт является основанием для составления Протокола об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ в отношении ответственных лиц по содержанию автомобильных дорог.

В случае вынесения Постановления о привлечении к административной ответственности такого лица, при условии вступления его в законную силу, данное Постановление будет хорошим аргументом для удовлетворения иска о взыскании ущерба в гражданском суде.

3. Определяем будущего ответчика на предмет взыскания ущерба. Эту информацию берем из Акта выявленных недостатков составленного сотрудником ГИБДД, а также Постановления об административном правонарушении (при наличии). Важно обратить внимание на тот факт, что и Акт, и Постановление могут быть составлены как в отношении подрядной организации (осуществляющей работы по содержанию дорог), так и в отношении собственника дорог. Согласно ст. 210 ГК РФ, именно собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, поэтому в качестве ответчика однозначно определяем собственника (балансодержателя) дороги, а если привлечена дорожная организация, то и в качестве соответчика такую организацию. Сотрудники ГИБДД, оформлявшие ДТП и должны Вам помочь с контактами виновной организации и собственника.

4. Для выявления стоимости повреждений нужно провести независимую техническую экспертизу повреждений автомобиля. На эту экспертизу заранее заказным письмом приглашаем представителя организации (организаций). Если он не придет, это не является причиной отмены процедуры осмотра автомобиля. Стоимость проведения экспертизы включаем в общий счет, выставляемый виновнику.

5. Обращение к виновнику (дорожной организации, собственнику дороги) с претензией о добровольном возмещении ущерба. Претензия, скорее всего останется без удовлетворения, поэтому следующим шагом будет обращение в суд.

6. Собственно подача искового заявления в суд.

Казалось бы, процедура ясна и понятна, но есть, как говорится, нюансы. Не все так однозначно может сложиться при определении нормативных нарушений по эксплуатации дорог, даже при наличии выбоин на них.

Итак, основным нормативным документом регламентирующим требование к дорожному покрытию является ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Указанным ГОСТом к дефекту дорожного покрытия отнесены:

  • выбоина,
  • просадка,
  • пролом,

В зависимости от размеров эти повреждения имеют разные сроки устранения. Учитывая нормативное определение, общепринятое понятие «ЯМА» на дорогах следует обозначить как выбоина.

Сравнение старого и нового ГОСТа

Прежде чем перейти к размерам дефектов, следует сказать, что указанный ГОСТ введен в действие с 01.06.2018 г взамен ГОСТа Р 50597-93. Так вот, если справочно, то старым ГОСТом устанавливались предельные размеры для отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов), которые составляли 15 см в длину, 5 см в глубину и 60 см в ширину.

Бытует мнение, что новым ГОСТом указанные требования к дефектам, как будто бы были ужесточены, а именно изменились значения для повреждений. Для них длина и глубина остались прежними — 15 см и 5 см соответственно, а требование к ширине заменили на площадь — 0,06 кв. м.

Если разделить 0,06 на 0,15, то мы получим предельное значение ширины 0,4. То есть, если яма прямоугольная, то ее предельная ширина — 40 см, против 60 см в старом стандарте.

Однако существует один существенный момент в новом, действующем ГОСТе, а именно: этим ГОСТом не вводится понятие предельных размеров просадок, выбоин.

Если старый ГОСТ определяя предельные размеры повреждений делил выбоины на допустимые и недопустимые (правильные ямы и не правильные ямы), то новый ГОСТ не вводит такого понятия вообще.

Но в отличие от старого ГОСТа, в новом установлены сроки устранения дефектов в зависимости от их размеров. Так отдельное повреждение длиной от 15 сантиметров, глубиной от 5 см и площадью от 0,06 кв. м должно быть устранено в срок от одного до 12 дней в зависимости от категории дороги. Если размеры ямы меньше этих параметров, то время на ремонт составит от 5 до 20 суток. Иными словами, в соответствии со старым ГОСТом наличие ямы превышающей установленные размеры позволяло сразу обозначить наличие таких дефектов как нарушение требований эксплуатации и составление Акта о выявленных недостатках с указанием произведенных размеров, служило прямым доказательством того.

Отсутствие в новом ГОСТе формулировки «предельные размеры не должны превышать. » исключает такую возможность. А для установления допущенных нарушений в эксплуатации автомобильных дорог и улиц, кроме произведенных замеров выбоины, необходимо фиксирование временного показателя: срок устранения дефектов покрытия. И только при условии несоблюдения указанного срока может быть установлено нарушение требований эксплуатации.

Исходя из этого, получается, что при составлении Акта о выявленных недостатках сотрудник ГИБДД также должен зафиксировать нарушения срока устранения дефекта дорожного покрытия. А как это сделать, если о выявленной выбоине стало известно только на месте ДТП, и дорожная служба никак до ДТП не оповещалась о наличии такой ямы или это никак не зафиксировано?

Получается, что срок устранения начинает течь с момента произошедшего ДТП, а в момент самого ДТП он не был установлен, а следовательно нарушений со стороны дорожной службы нет.

Учитывая необходимость установления такого временного показателя, его отсутствие может аннулировать Акт о выявленных недостатках, составленный непосредственно на месте ДТП, а следовательно, при определении вины организации или должностного лица, производство об административном правонарушении может быть прекращено за отсутствие состава правонарушения, т.к. требования ГОСТа не нарушены. А это, согласитесь, может отразиться на результате гражданского производства при рассмотрении иска о возмещении ущерба.

Конечно, при рассмотрении гражданского иска, суд должен учитывать наличие причинно-следственной связи, повлекшей произошедшее ДТП; схема ДТП, в которой отражена выбоина, может служить доказательством такой связи. Но это уже индивидуально и каждая отдельная ситуация требует ее досконального изучения для составления грамотной защиты интересов потерпевшего в суде.

Если возникли вопросы по данной тематике, готов ответить и помочь в разрешении спорной ситуации.

Уличные ямы измерят по-новому

На новый ГОСТ по содержанию дорог, вступивший в силу с 1 сентября, не хватает денег

1 сентября начинает действовать новый ГОСТ, устанавливающий усиленные требования к состоянию дорог и улиц. Для коммунальных и дорожных служб даны более четкие понятия выбоин и повреждений, сокращены сроки, выделяемые на ремонт, ужесточены правила зимней уборки. В полную силу стандарт заработает, когда станет обязательным. Но уже сейчас в регионах признаются: соблюдать новые правила будет сложно, нужно дополнительное финансирование.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ / купить фото

Вступающий в силу ГОСТ Р 50597–2017 пришел на смену стандарту 1993 года, который давно нуждался в уточнении и актуализации. Дата вступления в силу — 1 сентября 2018 года — закреплена приказом Росстандарта №1245-ст. Документ поделен на несколько блоков, “Ъ” приводит самые интересные нормы.

Требования к проезжей части, обочинам, тротуарам, пешеходным дорожкам

— Посторонние предметы должны быть удалены с проезжей части дорог и улиц, тротуаров, с пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения.

— Покрытие проезжей части дорог и улиц не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т. п.) площадью 1 кв. м и более. Загрязнения должны быть удалены на дорогах категорий IА—IВ, II с четырьмя полосами движения и группах улиц А—Г в течение одних суток, на остальных дорогах и улицах — в течение трех суток.

— Покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 кв. м. Загрязнения должны быть удалены в течение трех суток, отдельные разрушения — в течение семи суток.

— Выбоина, просадка, пролом длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв. м, равной или более, должна быть устранена в срок 1–12 суток (в зависимости от категории дороги).

— Колея глубиной 2 см (или более) длиной 7 м (или более) на участке полосы движения длиной 100 м должна быть устранена в срок 5–14 суток (в зависимости от категории дороги).

— Трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах высотой более 15 должна быть удалена в срок 7–14 суток (в зависимости от категории дороги).

— Лицевая поверхность дорожного знака не должна иметь загрязнений и снежно-ледяных отложений, затрудняющих распознавание его символов или надписей, которые должны быть удалены в течение суток с момента обнаружения.

— Срок устранения дефектов разметки, обозначающей пешеходный переход, не более трех суток. Остальная разметка должна быть восстановлена в течение 30 дней.

— Неработающий сигнал светофора должен быть починен в течение суток. Отказ в работе табло вызывного пешеходного перехода — в течение трех суток.

— Сломанный или поврежденный «лежачий полицейский» должен быть восстановлен в течение 3–10 суток.

— Неработающие светильники над проезжей частью должны быть заменены в течение 1–5 дней (в зависимости от категории дороги).

Требования к состоянию в зимний период

— Рыхлый или талый снег с проезжей части должен быть убран в течение 3–12 часов (в зависимости от категории дороги). Отчет идет с момента окончания снегопада.

— Зимняя скользкость должна быть устранена с проезжей части в течение 4–12 часов (в зависимости от категории дороги).

— Рыхлый или талый снег слоем от 3 см должен быть убран с тротуаров и пешеходных дорожек в течение суток. Срок отчитывается с момента окончания уборки проезжей части или устранения зимней скользкости.

— Зимняя скользкость на тротуарах и пешеходных дорожках должна быть устранена за 12–24 часов (в зависимости от интенсивности движения пешеходов).

— Рыхлый или талый снег слоем от 2 см должен быть убран с посадочных остановок в течение шести часов.

— Запрещено формирование снежных валов (для временного хранения снега) на тротуарах; на разделительной полосе шириной менее 5 м; ближе 10 м от пешеходного перехода.

Каков юридический статус документа

С формальной точки зрения ГОСТ не является пока обязательным: все стандарты в России по умолчанию добровольные. Это подтвердили “Ъ” в Росстандарте. В связи с этим жалобы на несоблюдение новых правил едва ли будут иметь эффект. Теоретически может быть ситуация, при которой какой-либо орган власти (например, местный департамент ЖКХ) объявит тендер на уборку улиц и пропишет в нем обязательное выполнение норм нового ГОСТа. В этом случае он станет обязательным к исполнению. Так уже планируют сделать власти Санкт-Петербурга.

Ситуация кардинально изменится, когда внесут изменение в распоряжение правительства №2438-р, там прописаны ГОСТы, обязательные к исполнению. По данным Росстандарта, соответствующие поправки к документу уже подготовлены. В пресс-службе правительства на запрос “Ъ” не ответили.

Что думают об этом документе в Москве

В пресс-службе департаменте ЖКХ Москвы “Ъ” рассказали, что при содержании городских дорог руководствуются несколькими документами, посвященными уборке, среди них постановления правительства Москвы 762-ПП и 1018-ПП, распоряжения департамента ЖКХ 2011 и 2016 годов. «Нормативно-правовые акты, которыми руководствуется комплекс городского хозяйства Москвы, соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597–2017 и зачастую предъявляют более жесткие требования к санитарно-техническому содержанию городских дорог»,— отметили в департаменте. К примеру, по требованию нового стандарта срок устранения отдельных выбоин на дорогах высшей категории составляет не более суток, по московским нормативам это должно быть сделано в течение 12 часов. По столичным правилам время, допустимое для выполнения снегоуборочных работ, составляет 2–4 часа после окончания снегопада, по ГОСТ 50597 — 3–6 часов.

В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД; следит за разметкой, знаками и светофорами) заявили, что готовы выполнять требования нового стандарта. Там особенно подчеркнули нововведение, связанное с тем, что теперь в некоторых случаях (если знак утрачен или не читается) за сутки нужно будет устранять дефекты предписывающих знаков и знаков особых предписаний. В ЦОДД работает 28 бригад, в том числе ночные: большая часть дефектов устраняется менее чем за сутки.

Что думают о документе в других городах и регионах

В департаменте благоустройства и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода “Ъ” заявили, что готовы выполнять указанные требования в рамках заключенных муниципальных контрактов на содержание и ремонт автодорог города. Требования ГОСТ приобрели более развернутый характер, дополнились конкретными значениями отдельных показателей. Данный факт, несомненно, должен упростить работу контролирующих организаций в целях мониторинга состояния улично-дорожной сети.

В целом проблема качества дорог связана с таким понятием, как недофинансирование дорожного хозяйства. Для примера, по расчетам, проведенным в соответствии с постановлением администрации города от 30.10.2013 №4199 («Об утверждении нормативов финансовых затрат и правил расчета размера ассигнований на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения»), ежегодная потребность в финансировании на ремонт и капитальный ремонт улично-дорожной сети и искусственных сооружений города Нижнего Новгорода составляет порядка 4,3 млрд руб. Это значение необходимо корректировать ежегодно, учитывая рост цен на материалы. Фактические расходы на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети и искусственных сооружений не позволяют выполнять необходимые работы в полном объеме. При выделении финансирования в необходимом объеме можно говорить о том, что по прошествии 3–4 лет проблема «плохих» дорог в Нижнем Новгороде может исчезнуть. В этом случае требования указанного ГОСТа будут исполнимы. Однако приходится констатировать тот факт, что в настоящее время количество дорог, требующих ремонта, определяется не потребностью, а выделенным финансированием.

Не всегда неудовлетворительное состояние автомобильных дорог вызвано некачественным ремонтом или его отсутствием. В большинстве случаев основными причинами образования дефектов на проезжей части являются причины техногенного характера, а именно просадки люков колодцев из-за разрушения колодцев, ветхое состояние инженерных сетей, расположенных в дороге (утечки), некачественное восстановление асфальтобетонного покрытия после проведения работ на подземных инженерных сетях (ремонт, подключение). В этой связи трудноисполнимыми считаем сроки, установленные ГОСТом, на устранение дефектов покрытия проезжей части, ликвидацию снежных масс и скользкости.

В комитете по благоустройству Санкт-Петербурга “Ъ” заявили, что требования ГОСТ Р 50597–2017 обязательны к выполнению и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Ведомство выполнит требования стандарта, для чего при подготовке конкурсной процедуры на содержание автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения на 2019 год вносятся соответствующие изменения в госконтракты. Уже в мае в соответствии с новыми требованиями ГОСТа были приведены технологические регламенты по комплексной уборке и содержанию автомобильных дорог. Действующие контракты исполняются по прежним регламентам.

Заместитель начальника региональной Дирекции транспорта и дорожного хозяйства Сергей Плешаков отметил, что в ненормативном состоянии находится 81% автомобильных дорог Саратовской области. По его словам, изменения в ГОСТе усугубляют положение дорожных организаций, которые теперь будут чаще подвергаться штрафам. Председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Геннадий Свиридов считает, что при нынешнем объеме финансирования обслуживания дорог в Саратове выполнить требования нового ГОСТа нереально, так как выделяемые городу на ремонт дорог средства покрывают лишь 27% от потребностей. Дорожный фонд Саратова в 2018 году составляет 841 млн руб. Аналогичная ситуация и с уличной сетью. По словам господина Свиридова, предъявляемые новым ГОСТом требования должны касаться в первую очередь тех дороги и улиц, которые уже приведены в нормативное состояние.

Директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Сергей Холтобин заявил “Ъ”, что ГОСТы «однозначно надо будет соблюдать, оспаривать их смысла нет». В то же время он признает, что для полного их соблюдения есть проблемы с финансированием: «В регионе пока нет нормативного финансирования по содержанию дорог… дорожный фонд пока не наполняется в необходимых объемах». «Раньше говорили, что система “Платон” после опробования будет использоваться на региональных дорогах, но пока такого распоряжения так и нет. Видимо, будет только к 2020 году. Все средства от нарушений ПДД будут поступать в полном объеме только с 2019 года, стопроцентное направление акцизов на бензин тоже будет, видимо, к 2020 году. Вот тогда, вероятно, дорожный фонд позволит исполнять все требования. Да, надо будет быстрее реагировать, лучше убирать. Так и будет, надеюсь, с каждым годом лучше. А пока главный тормоз — это финансы»,— заметил чиновник.

В департаменте жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области “Ъ” сказали, что новый ГОСТ по содержанию улиц и дорог носит «более жесткий и конкретный характер». «Например, ранее в нормативных документах не были указаны сроки устранения колейности, теперь они четко прописаны и носят обязательный характер, потому разрабатывать дополнительную нормативно-правовую базу в регионе нет необходимости»,— сказали в департаменте.

По данным департамента ЖКХ, на ремонт всех автодорог Кузбасса и приведение их в нормативное состоянии требуется 98 млрд руб. «Одномоментно понести такие расходы невозможно, потому ремонт проводится точечно, в рамках федеральных и областных программ, субсидирования»,— добавил собеседник. Предполагается, что после доработки Минтрансом сайта по контролю дорожных фондов, где будет аккумулироваться вся информация о дорожной инфраструктуре в России, кузбассовцы получат доступ к системе и смогут вносить туда свои предложения и выкладывать фото дорожных дефектов, как это сейчас делается на «Карте убитых дорог» ОНФ.

«Считаем, что новый ГОСТ стал более упорядоченным,— заявили “Ъ” в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.— Разработанные требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц в новом национальном стандарте ведут к улучшению качества содержания дорог и улиц».

Новые нормы ГОСТа в определенном смысле ужесточают показатели возможных дефектов дорожного полотна (целостность, уровень загрязнения и так далее) и сроки устранения нарушений, сроки приведения проезжей части автодорог в нормативное состояние, добавляют в управлении дорожных работ Челябинска. «Это, очевидно, приведет к повышению степени реализации выполняемых работ подрядными организациями, перераспределению трудовых ресурсов (возможно, и к совершенствованию технологий в будущем) и, несомненно, к увеличению степени контроля за ними, то есть к увеличению контроля исполнения»,— отметили в ведомстве.

Иван Буранов; Карина Кальярова, Челябинск; Александра Викулова, Нижний Новгород; Яна Войцеховская, Санкт-Петербург; Сергей Петунин, Саратов; Сергей Титов, Ульяновск; Юлия Матющенко, Кемерово

Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах в 2021 году?

ГОСТ Р 50597-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные и улицы

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ, ДОПУСТИМОМУ ПО УСЛОВИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Automobile roads and streets. The requirements to the level of maintenance satisfied the traffic safety. Methods of testing

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 50597-2017 с ГОСТ Р 50597-93 см. по ссылке.
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2018-06-01*
________________
* См. ярлык “Примечания” –
Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением “Российский дорожный научно-исследовательский институт” (ФАУ “РОСДОРНИИ”) Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 278 “Безопасность дорожного движения” и ТК 418 “Дорожное хозяйство”

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

ВНЕСЕНЫ поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2019 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее – дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее – улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 3634 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 30412 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32759 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования

ГОСТ 32825 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 32839 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Методы контроля

ГОСТ 32843 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования

ГОСТ 32865 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования

ГОСТ 32866 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные световозвращатели. Технические требования

ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

ГОСТ 32946 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Методы контроля

ГОСТ 32947 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования

ГОСТ 32948 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования

ГОСТ 32952 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля

ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 32964 Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля

ГОСТ 33078 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения ровности

ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33175 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Методы контроля

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ 33385 Дороги автомобильные общего пользования. Светофоры дорожные. Технические требования

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52398 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52605 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 52607 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52766 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52875 Указатели наземные тактильные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 54809 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля

ГОСТ Р ИСО 23600 Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функции зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.

высокоскоростной профилометр (профилометр): Передвижная измерительная установка, позволяющая при проезде по дороге со скоростями транспортного потока определять ординаты микропрофиля дорожной поверхности с требуемой точностью.

момент обнаружения: Дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.

3.4 момент обнаружения зимней скользкости: Дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.

3.5 срок устранения дефекта: Время с момента обнаружения дефекта до его устранения.

Примечание – В случае, если предусмотрена оценка возмещения ущерба причиненного элементам обустройства автомобильных дорог в результате ДТП, срок устранения дефекта также отсчитывают с момента его обнаружения.

уплотненный снежный покров; УСП: Специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.

эксплуатационное состояние дороги: Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

4 Общие положения

4.1 Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

4.2 В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: